Арас Агаларов получил кольцо

«Автодор» нашел строителя для секции 1 ЦКАД/ А. Астахова/ Ведомости

Обязательства по строительству первой пусковой секции ЦКАД переданы от «Стройгазконсалтинга» компании «Крокус интернэшнл» Араса Агаларова, сообщил в понедельник «Автодор». Соглашение с новым инвестором заключено на прежних условиях, «Стройгазконсалтинг» уже передал обязательства «Крокусу», говорит представитель госкомпании. По его словам, «Крокус» взял на себя и обязательства погасить неустойку «Стройгазконсалтинга» – «около 200 млн руб.». Представитель «Крокуса» подтвердил эту информацию. Его коллега в «Стройгазконсалтинге» отказался от комментариев, сотрудник компании подтвердил подписание соглашения.

Конкурс на строительство первой очереди ЦКАД (49,5 км, от Минского до Каширского шоссе) был объявлен в 2013 г. Весной 2014 г. его выиграл «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира, который был согласен на наименьшую долю финансирования со стороны «Автодора» – 42,1 млрд руб. Предложение компании было дороже, чем у «Крокуса», но дешевле, чем у АРКС: 48,9 млрд руб. за строительство, 5,8 млрд – эксплуатационный платеж. Но комиссия отстранила «Крокус» от участия в конкурсе из-за недостатка опыта в строительстве дорог высшей технической категории. АРКС подала жалобу в ФАС, но служба признала ее необоснованной.

Есть ли жизнь на ЦКАД

Новое кольцо вокруг Москвы протяженностью 339–344 км должно быть запущено в 2018 г. (283,6 км новых дорог, еще 55,5 км – реконструированных). Соглашение на строительство секции 5 заключено в декабре 2014 г. с АРКС. Ее строительство также не начато, хотя подрядчику (ООО «Кольцевая магистраль») за 2014–2015 гг. передано 11,2 млрд руб. На секции 3 и 4 «Автодор» еще ищет концессионеров, строительство должно начаться в 2016 г.

С тех пор «Стройгазконсалтинг» дважды сменил владельцев. Сначала 74,1% компании перешли к Руслану Байсарову, а с апреля 2014 г. ее владельцами в равных долях стали Газпромбанк и United Capital Partners. Тогда же, в апреле, предправления «Автодора» Сергей Кельбах сообщил, что «Стройгазконсалтинг» срывает сроки работ до полугода и работы не сдано «ни на копейку». А летом госкомпания сообщила, что ищет замену инвестору.

На этот раз, чтобы соответствовать требованиям к квалификации, «Крокус» подписал в июне соглашение с питерским «Мостостроем 6», сообщил представитель «Автодора». Как объяснял ранее Кельбах, партнерство допускается конкурсной документацией. Представитель АРКС вчера не стал комментировать передачу проекта «Крокусу». Получить комментарии «Мостостроя 6» не удалось. «Мостострой 6» обладает значительными мощностями (техника, производство стройматериалов и т. д.), но уже работает на нескольких крупных проектах и, возможно, придется перебросить технику на первую очередь ЦКАД, отмечает Николай Захаров из «НЭО центра».

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) согласовала передачу контракта, утверждает представитель «Автодора». Его коллега из ФАС не смог уточнить, так ли это. Уступка не противоречит законодательству, а порядок закупочной деятельности «Автодора» допускает полную уступку другому инвестору прав и обязанностей по соглашениям, заключенным до 1 июня 2015 г., говорит Захаров. Проект позволит «Крокусу» загрузить мощности, накопить опыт в дорожном строительстве, отмечает он.

Передаются все права и обязанности, значит, на «Крокус» лягут все риски, с которыми ранее мог столкнуться и «Стройгазконсалтинг», рассуждает советник Dentons Илья Скрипников. Построить по смете 2013 г. будет трудно, цены выросли, отмечает сотрудник одной из компаний, участвовавших в конкурсе на эту секцию ЦКАД, стоимость одних только нерудных материалов выросла на 15–20%, а «про бензин и говорить нечего». Уложиться в прежний бюджет будет сложно, согласен Захаров.