Операторам дали полгода

Операторам потребуются новые дата-центры для хранения полугодового трафика абонентов/ Д. Абрамов/ Ведомости

Представители «Ростелекома», МТС, «Мегафона», «Вымпелкома», «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2), а также Mail.ru Group и «Яндекса» отказались от комментариев.

Минкомсвязи опубликовало на портале правовой информации проекты подзаконных актов, разъясняющих применение поправок в закон о связи, разработанных Ириной Яровой и Виктором Озеровым. Эти поправки обязывают операторов и интернет-сервисы («организаторы распространения информации») с 1 июля 2018 г. хранить полугодовое содержание всех сообщений, полученных или переданных их абонентами, – телефонные разговоры, текстовые сообщения и т. д.

Операторы надеялись, что в этих документах правительство смягчит условия хранения, рассказывали их сотрудники в неофициальных беседах. Однако в проектах постановлений правительства основные параметры – сроки и объекты хранения – остались теми же, что и раньше.

Президент подписал закон в начале июля и поручил правительству и ФСБ до 1 ноября 2016 г. подготовить проекты нормативных актов, которые бы минимизировали риски, связанные с применением закона. Особое внимание нужно было обратить на нормы, которые потребуют существенных финансовых ресурсов и модернизации оборудования операторов и провайдеров, учитывая при этом необходимость использования отечественного оборудования, говорилось в поручении Путина. Ведомства должны были также уточнить этапы применения этих норм. Участники рынка говорили, что фактически подзаконные акты должны установить срок и место хранения информации, а также кто именно должен ее хранить.

Проект правил хранения информации интернет-сервисами определяет, что они должны будут хранить на специальном оборудовании «электронные сообщения пользователей сети интернет, а именно: текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видеозаписи и иные электронные сообщения» пользователей. Срок хранения, указанный в документе, как и говорилось изначально, – полгода. Определять, имеет ли его пользователь отношение к России, сервис должен будет по IP-адресу (с которого пользователь зарегистрировался или работает), номеру телефона, указанному при регистрации или использовании, геоданным (даже если пользователь находится на территории России временно) или паспортным данным (если пользователь указал их при регистрации).

Правила хранения информации для операторов связи подразумевают, что телефонные операторы (местной, внутризоновой, междугородной и международной связи) должны будут хранить голосовую информацию, текстовые и «иные виды сообщений» не более шести месяцев. Операторы же, оказывающие «иные услуги связи», например доступа в интернет или сотовой связи, должны будут хранить содержание сообщений в хранилище, размер которого определяется исходя из емкости (пропускной способности) их сети. С 1 июля 2018 г. это будет 1 петабайт (Пб) на каждый Гбит/с «введенного в эксплуатацию узла связи», а с 1 января 2019 г. – по 2 Пб.

Согласно сайту «Ростелекома» пропускная способность его сети IP MPLS – более 13 Тбит/с (13 000 Гбит/с). Таким образом, исходя из проекта документа в ближайшие два года он должен будет обеспечить хранение 26 000 Пб, или 25,4 эксабайта (Эб) информации (см. врез).

Цена хранения

По данным IDC, в III квартале 2016 г. в Россию было поставлено внешних систем хранения данных размером более 164,3 Пб, их совокупная стоимость превысила $85,58 млн. Следовательно, оборудование для хранения 1 Пб обходится сегодня в среднем в $0,52 млн. Только закупка систем хранения, рассчитанных на 25,4 Эб, таким образом, может обойтись «Ростелекому» более чем в $13,5 млрд. Для сравнения: в пятницу рыночная капитализация «Ростелекома» на Московской бирже составила 226 млрд руб. (около $3,72 млрд по курсу ЦБ на субботу).

Запрашивать содержание сообщений у оператора будут сотрудники пункта управления оперативно-розыскными мероприятиями. При этом, если число запросов спецслужб на уточнение оператором у абонентов их персональных данных (в случае расхождения данных в договоре и фактических) ограничено (не более 5% абонбазы в год) и четко регламентировано (запрос направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя этого органа), то про содержимое сообщений абонентов говорится лишь, что оператор обязан обеспечить круглосуточный доступ к ним спецслужб.

Летом обсуждались два возможных сценария исполнения закона. Первый предлагала ФСБ, и его суть – использовать оборудование СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий), уже установленное на сетях операторов связи и предназначенное для прослушки. Оно 12 часов хранит трафик передачи данных. Для соответствия закону систему нужно было бы расширять до возможности хранения в течение шести месяцев, причем не только передачи данных, но и голоса, рассказывали источники «Ведомостей».

С другой инициативой выступал «Ростех». Одна из структур госкорпорации – Национальный центр информатизации предлагал стать единым оператором системы хранения данных, клиентами которого будут операторы связи. Так можно было бы сэкономить на унификации технических решений. Этот сценарий тогда поддерживал Минпромторг.

В опубликованных в пятницу документах единый оператор не фигурирует. По мнению собеседника «Ведомостей», близкого к обсуждению подзаконных актов, опубликованные Минкомсвязи документы свидетельствуют в пользу первого сценария – расширения действующей системы СОРМ. А представитель «Ростеха» уверен, что проекты постановлений не противоречат предлагаемому госкорпорацией решению.