Фабрика в помощь экспорту

Терминал «Ванинотрансуголь» строится на северном берегу бухты Мучке/ «Ванинский морской торговый порт»

Внешэкономбанк (ВЭБ) вложит в строительство транспортно-перегрузочного комплекса в порту Ванино на Дальнем Востоке 27 млрд руб., заявил его председатель Сергей Горьков (его слова приводит «Интерфакс»).

Терминал «Ванинотрансуголь» строится на северном берегу бухты Мучке. Такой комплекс нужен группе «Колмар» (по данным СПАРК, по 30% компании принадлежит ООО «Аростан» и Volga Group, еще 40% – ООО «Антэ холдинг») для перевалки угля на экспорт, но проект несколько лет буксовал. В 2015 г. заместитель гендиректора компании «Сахатранс» (структура Volga Group) Александр Почтарь связывал это с санкциями в отношении Volga Group, падением курса рубля и неразвитой программой проектного финансирования. Представитель «Колмара» не ответил на запрос.

Завершить строительство поможет ВЭБ: он вложит 27 млрд руб., из которых 10–11 млрд – через новый механизм фабрики проектного финансирования, сообщил Горьков. Стоимость строительства превышает 36 млрд руб., четверть средств, почти 10 млрд, вложили частные компании.

Облигации, выпущенные для финансирования проектов фабрики, будут выкупать пенсионные фонды и банки, чтобы защитить их инвестиции, введен необязательный транш В (до 20% суммы финансирования), держателем облигаций по которому будет сам ВЭБ. Проект соответствует стратегии ВЭБа и параметрам фабрики как проект портовой транспортной инфраструктуры, у заемщика есть опыт реализации таких проектов, а проектная документация была в высокой степени готовности.

С новым терминалом «Колмар» рассчитывал нарастить добычу угля к 2021 г. до 20 млн т ежегодно. Комплекс планировалось построить в два этапа: во второй половине 2019 г. первую очередь мощностью 12 млн т, а к 2023 г. вторую.

Строительство объекта находится в продвинутой стадии (построены все объекты энергетики, завершается строительство ж/д путей, заказано оборудование), замечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, использование статуса резидента Свободного порта Владивосток позволило компании получить земельный участок, не платить пять лет налог на имущество, а также снизить аренду за пользование участками.

На Дальнем Востоке в ближайшие несколько лет возникнет дефицит мощностей по перевалке угля, большинство производителей пытаются их себе построить или договориться о долгосрочном контракте, но, если не расширять железную дорогу, грузы могут застрять, опасается Константин Юминов из Райффайзенбанка. За счет расширения мощностей БАМа и Транссиба риски для проектов строительства экспортных терминалов снизились, считает Бурмистров.