От редакции: Восстание машин

Вчера началась всероссийская акция протеста работников автотранспортных предприятий, которая вполне может стать крупнейшей в российской истории. Около полумиллиона грузовых автомобилей перекроют движение по основным магистралям России (в ближайшую субботу более сотни фур должны заблокировать Московскую кольцевую дорогу, а еще 60 – прорваться в центр города). Вчера митинговали водители Владивостока, Волгограда, Воронежа, Нижнего Новгорода, Петербурга, Петрозаводска, Тамбова, Хабаровска. В одной Москве прошло восемь санкционированных митингов – в том числе и у Дома правительства.

Требования автотранспортных профсоюзов вполне традиционны – они добиваются госрегулирования цен на бензин и снижения их до 9–11 руб. за литр. С подобными предложениями региональные профсоюзы выступали еще в 1999 г. – правда, тогда они добивались еще и национализации всех предприятий ТЭКа. Бензиновые бунты разгораются периодически даже в благополучной Европе. Осенью 2000 г. водители грузовиков заблокировали нефтеперерабатывающие заводы и нарушили движение транспорта в Германии, Великобритании, Бельгии и Нидерландах, в результате чего на многих автозаправочных станциях кончился бензин. А в Ираке подобные акции автолюбителей заканчиваются подрывами американских БТР. На этом фоне планы российских дальнобойщиков, которые собираются перекрыть МКАД в выходной день, выглядят по отношению к правительству и простым автолюбителям вполне политкорректно.

Организаторы акции не могут не понимать, что рассчитывать на введение госрегулирования цен на бензин в России при нынешней власти совершенно нереально. Так же как неправильно рассчитывать на восстановление балансовых заданий и прочих мер из советского арсенала. Скорее всего, вряд ли стоит ожидать даже государственных бензиновых интервенций.

Другое дело, что масштабнейшая акция протеста может помочь авторам нового закона о конкуренции, который правительство собирается внести в Госдуму к 1 марта.

Совладав с монополиями, можно добиться того, чего не получается добиться прямым принуждением. Вице-премьер Александр Жуков вчера уже призывал митингующих поддержать этот документ, открывающий перед антимонопольным ведомством беспрецедентно широкие возможности. Идеологи законопроекта предлагают освободить чиновников от необходимости предъявлять суду “вещественные доказательства” ценовых сговоров. Чтобы наказать топливные компании, зарабатывающие на синхронном повышении цен, достаточно будет предъявить суду убедительные результаты экономического анализа. При этом штрафы за нарушение закона будут достигать 4% годового оборота компании. Понятно, что детище ФАС ждет в Госдуме нелегкая судьба, и хорошо организованный протест профсоюзов может сильно помочь чиновникам. Особенно если грузовики попытаются прорываться в Москву в будний день. И доедут до улицы Охотный Ряд.