От редакции: Обман зрения

Прошедший год с точки зрения расчистки авгиевых конюшен госсектора был неудачным. За время, прошедшее с января 2004 г. до начала марта нынешнего года, федеральных унитарных предприятий стало меньше на 1380 (всего их теперь 8466), а число федеральных госучреждений сократилось на 636 до 36 445. Однако акционировать и приватизировать успели лишь 525 ФГУПов, что даже меньше, чем в 2003 г. Остальные акционировали, но продать не успели.

Нужно признать, что замедление темпов приватизации унитарных госпредприятий обусловлено почти уважительными причинами – реформой структуры правительства. Сначала комиссия по административной реформе под руководством вице-премьера Александра Жукова заново инвентаризировала госсобственность, делила имущество между центром и регионами и закрепляла федеральную собственность за отраслевыми агентствами и Росимуществом. Само положение о Росимуществе было утверждено правительством лишь в конце ноября 2004 г., и только после этого премьер-министр подписал постановление о передаче ФГУПов в собственность агентствам и Росимуществу. И уже на этом этапе мнения наблюдателей о дальнейшей судьбе ФГУПов разделились. Ожидания были таковы, что ФГУПы, отошедшие к Росимуществу, будут акционированы и приватизированы, а вот агентства, по мнению экспертов, будут сопротивляться приватизации своих “подшефных” ФГУПов. К сожалению, эти ожидания оправдались.

Сегодня Росимущество – главный апологет сокращения госсектора, планирующий акционировать и приватизировать по 1500–2000 ФГУПов в год. Но этим планам противодействуют не только директора самих предприятий, но и отраслевые министры и главы агентств. Что неудивительно: после распределения массива ФГУПов между агентствами последние получили право корректировать кадровую политику ФГУПов (читай – назначать директоров) и устанавливать для них нормативы отчисления прибыли в бюджет, решая, сколько средств останется в распоряжении предприятия.

Естественно, что отказываться от таких полномочий в распоряжении активами чиновникам не хочется. Но проблема не только во взяткоемкости нынешней системы и ее неэффективности – в 2003 г. 40% ФГУПов были убыточны и еще 22% работали “в ноль”, сегодня четверть предприятий имеет отрицательный баланс. Из материалов к сегодняшнему заседанию правительства о повышении эффективности управления госимуществом следует, что государство даже не в полной мере контролирует свою собственность. Как иначе оценить ситуацию, когда почти половина ФГУПов не имеет документов на имущество? Терпеть и дальше столь “громоздкий и неэффективно управляемый” (цитата из материалов к сегодняшнему заседанию правительства) госсектор просто нельзя.

Тем более что аргументы против разгосударствления ФГУПов несостоятельны. Частные компании могут не хуже, а скорее даже лучше государственных справляться с оборонными и другими государственными заказами. Хорошим примером может служить сравнение государственной РСК “МиГ”, еще недавно находившейся в довольно плачевном состоянии, и частной корпорации “Иркут”. Менеджмент последней сумел превратить бывший авиазавод в прибыльный вертикально-интегрированный холдинг, расширить спектр выпускаемой продукции, снизить зависимость от военных заказов, выйти на IPO, наконец. И сегодня именно владельцам и руководителям “Иркута” поручено выводить из кризиса МиГ. Можно вспомнить и вполне эффективные и частные “Силовые машины”, которые не могут продаться концерну именно из-за своих оборонных производств.

Все это показывает, что сохранять ФГУПы из-за поставок государству товаров и услуг по регулируемым ценам просто несерьезно. Кто считал, сколько раз потери от неэффективности этого сектора и коррупции в нем перекрывают выгоды регулируемых цен? Ведь карман-то один – государственный.