Проморгали

Нефтяной рынок сошел с ума. В Нью-Йорке эту черную, сильно пахнущую жидкость вчера готовы были покупать по цене свыше $57 за баррель – такого еще не случалось за всю историю биржевых торгов.

Страны – производители нефти стремятся извлечь максимальную выгоду из этой ситуации, но их возможности наращивать добычу ограничены. Из членов ОПЕК лишь Саудовская Аравия и Кувейт могут существенно увеличить поставки на мировые рынки в короткие сроки. России же сейчас вообще нечем похвастаться. В течение четырех месяцев – с октября прошлого года – суточная добыча в нашей стране падала, и лишь в феврале нефтяникам удалось переломить эту тенденцию.

Конечно, можно все списать на разгром “ЮКОСа”. Лишив самую большую и успешную компанию каких-либо надежд на выживание, власти сыграли злую шутку со всей отраслью. Добыча упала не только у самого “ЮКОСа” и его бывшей “дочки” – “Юганскнефтегаза”, которую последние месяцы лихорадило из-за перехода под контроль “Роснефти”. Инвестиционная активность снизилась и у “Сибнефти”, одной ногой застрявшей в “ЮКОСе”, и у подконтрольной ей “Славнефти”. Прежде эти компании демонстрировали рост добычи более чем на 20% в год, теперь – менее 10%.

Но и компании, никак не связанные с опальным “ЮКОСом”, тоже не так активны, как прежде. Их можно понять: при цене свыше $27–28 за баррель почти все дополнительные доходы нефтяников уходят государству. К тому же экспортные возможности любой компании в основном определяются мощностью трубопроводов “Транснефти”. Но монополия с согласия чиновников продолжает наращивать действующие мощности, по которым российская нефть отправляется на и без того затоваренный рынок Европы. Новые же маршруты, рассчитанные на поставки в Японию, Китай и США, уже много лет живут только на бумаге. В результате в прошлом году труба “Транснефти” долгое время была недозагружена.

Система лицензирования недр тоже не добавляет стабильности отрасли. Нефтяники боятся, что у них отнимут месторождения, ведь почти в любой оформленной 10 лет назад лицензии можно найти нарушения. А сверхплановый рост добычи, за который в советское время премировали, теперь может стать поводом для ареста, как это случилось с гендиректором совместного предприятия “ЮКОСа” и венгерской MOL Олегом Витке.

Правительство пытается улучшить систему выдачи прав на разработку месторождений, для чего одобрило вчера новый вариант закона “О недрах”. Но его главной особенностью стал запрет на самостоятельное участие иностранных инвесторов в тендерах на разработку крупных месторождений. На первый взгляд это не плохо: почти все нефтедобывающие страны ограничивают иностранное присутствие в этой отрасли. Но наши нефтяники пока не спешили с разработкой новых крупных месторождений (Штокмановское, Юрубчено-Тахомское), да и платят они за такие запасы меньше, чем иностранцы. Так что хотя цены на нефть и выросли до небес, Россия оказалась не готова как следует воспользоваться этим.