От редакции: Пересластили

Высокий уровень коррупции в России иногда пытаются объяснить низкими зарплатами чиновников. Но теперь этот тезис оказался под вопросом. Опубликованные Росстатом сведения об официальных зарплатах региональных чиновников в 2004 г. показывают, что они совсем не бедствуют. Однако проблема коррупции и неэффективности власти из-за этого менее острой не стала.

По данным Росстата, средняя зарплата чиновников заметно выше средней зарплаты по стране, которая составила 6828 руб. в месяц. Во многих региональных администрациях этот показатель превысил 20 000 руб. Местные руководители своих соратников не обижают. Лишь в двух регионах зарплаты региональных чиновников не превышают зарплаты их коллег из местных управлений федеральных органов. В то же время в большинстве регионов России такое превышение измеряется в разах. Даже в тех, которые считаются бедными и получают федеральные дотации.

При этом коррупционная система сохраняется, а рост зарплат ведет лишь к пропорциональному росту размера взяток. Например, в Калининградской области зарплаты чиновников выросли за год примерно на 20% и составили в среднем около 180 000 руб. в год. Цифра, может быть, и большая, но несравнимая с коррупционным потенциалом: в августе местная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении замгубернатора области Саввы Леонова, который подозревается в получении взятки в размере $150 000.

Почему же высоких зарплат оказалось мало? Во-первых, не изменилось качество людей, занимающих кресла местных руководителей. Повышение зарплат было, в частности, вызвано отменой обязательной единой тарифной сетки, что вполне разумно мотивировалось желанием сделать госуправление более гибким. Предполагалось, что высокие зарплаты привлекут дорогих, профессиональных специалистов, отобранных на конкурсах. Но на практике это решение развязало руки старым чиновникам – они стали назначать себе такую зарплату, какую считают нужным. Вакантных мест не оказалось.

Во-вторых, зарплата чиновников не зависит от результатов их работы. Механизмы аудита качества этой работы из центра, например через Счетную палату, почти не действуют, а слабость гражданского общества не позволяет создать такие механизмы в регионах

Рост зарплаты может и должен быть одной из мер повышения качества госуправления, но, делясь с чиновниками пряником, общество должно иметь при себе еще и кнут эффективной карательной системы.