От редакции: Византия на дорогах

На столичных дорогах появились бойцы отряда со звучным именем “Отряд эвакуации и транспортировки транспортных средств”. Транспортировкой транспорта они будут заниматься, чтобы сделать улицы города свободными от пробок и сугробов, которые нарастают на беспорядочно припаркованном транспорте.

Это работа геркулесовых масштабов. Автопарк Москвы за последние 15 лет вырос в 12 раз и насчитывает 3 млн машин, а на штрафных стоянках со следующего года будет 2560 мест (пока их 1200). Тут нужны серьезные меры по сжатию и уплотнению.

Эвакуация – дело привычное. Удивительно другое. Единственное, что удалось доказать за 10 лет борьбы с водителями методом вывоза машин на дальние окраины, – это то, что пробки и несанкционированные парковки таким методом непобедимы. За последнее время количество машин, стоящих на тротуарах и на проезжей части, только умножилось.

Казалось бы, локальная, ограниченная задача – освободить улицы. Но мешают ее решить все те же причины, которые мешают вообще что-либо довести до результата в российском государстве. На самом деле это сложнейшая комплексная задача, для решения которой нужны единые для всех правила, готовность их соблюдать, честная милиция, способная проследить и в случае нарушений наказать за несоблюдение правил.

Теоретически упорядочить движение в центре города вполне возможно. Для начала можно было бы более рационально расставить светофоры и дорожные знаки, что, по расчетам ГИБДД, снизило бы число пробок на 20–30%. Сотрудников ДПС можно заинтересовать премиями, которые будут выплачиваться за правильную организацию движения и отсутствие неправильных парковок. Еще одна техническая мера, способная ограничить число автомобилей в центре Москвы, – запрет на въезд машин с двигателями с токсичными выхлопами или поочередный допуск по принципу четного или нечетного номера. Нельзя, наконец, забывать и о “перевоспитании” автовладельцев, которые не должны считать зазорным поездку на общественном транспорте. Правда, для этого нужен четко работающий общественный транспорт.

фплекса мер должен быть экономический механизм, который только и эффективен в решении таких задач.

Напомним, что в Москве перевозка автомобиля на штрафную стоянку и первый день пребывания на ней будут бесплатными. Последующие двое суток владелец оплатит из расчета 40 руб. в час, с четвертого дня пребывание на штрафстоянке подорожает до 80 руб. Можно ли это считать экономическим механизмом?

Штраф за парковку в неположенном месте в Париже составляет от 30 до 375 евро, в Нью-Йорке – $100, в Лондоне – 60–80 фунтов. Дело, конечно, не только и не столько в размере штрафов. Дело в его администрировании и выплате. Для любого парижанина или лондонца в случае нарушения правил штраф практически неизбежен. Москвичи разного уровня достатка и иерархического положения не равны перед законом и правилами.

Еще один экономический механизм ликвидации несанкционированных стоянок на городских улицах, практикующийся в Лондоне и Сингапуре, – платный проезд по центру города и по важнейшим дорогам в определенные часы. Однако и эту систему московская Византия не позволит реализовать, поскольку многочисленные чиновники, депутаты и крупные предприниматели потребуют очередных спецпропусков, торговля которыми станет новым доходным бизнесом.

И последнее. В 1997 г. принудительная эвакуация автомобилей была признана незаконной Верховным судом. Судьи решили, что взимание платы за вывоз машины является незаконным навязыванием платной услуги и нарушением права автовладельца на частную собственность. Еще один запрет на использование эвакуации как наказания за нарушение правил стоянки содержится в Кодексе об административных правонарушениях. Представители мэрии утверждают, что новый порядок вывоза автомобилей соответствует международным нормам. О международных нормах см. выше.