Политэкономия: Критика чистого маразма

В “Критике чистого разума” Иммануил Иоганнович Кант, проживавший на территории нынешнего калининградского анклава, ставил перед собой задачу очертить границы познания. Если бы он знал, что чувственное познание бессильно проникнуть в логику представителей Федерального собрания РФ, он написал бы “Критику чистого маразма”.

“Критика” здесь ключевое слово. Спикер Совета Федерации в порядке законодательной инициативы призывает лишить чиновников возможности критиковать действия государства, хотя для начала стоило бы договориться о терминах. Государство в сегодняшней России – это кто или что? Какая из башен Кремля? Какой из подъездов Старой площади? Вслед за этим депутаты из правящей партии выходят с инициативой запретить критику России из-за ее пределов. В отношении критиканов следует принимать экономические санкции. Так недалеко и до прекращения всякого товарообмена России практически со всеми странами цивилизованного мира, критикующими нашу страну за странности во внешне- и внутриполитическом поведении.

Впрочем, санкции и прочие эмбарго, согласно мысли законодателя, наступают лишь тогда, когда результатом критики или критических действий на манер акций грузинской стороны становится “международная чрезвычайная ситуация”. Это не предмет для вмешательства Сергея Шойгу, как можно было бы подумать, а всего лишь “совокупность обстоятельств, представляющих угрозу здоровью, правам и свободам человека и гражданина и безопасности государства”. Мутности формулировки, допускающей максимально широкое толкование, мог бы позавидовать сам Кант. Применять эту “норму права” можно, лишь сверяя ее с “революционным правосознанием”, поскольку точного толкования вышеперечисленной “совокупности обстоятельств” нет и быть не может. Действия польской стороны, требующей от России подписания Энергетической хартии и тем самым срывающей переговоры РФ и ЕС, – это “угроза безопасности государства”? Намеки грузинской стороны на то, что она может помешать вступлению России в ВТО – это “угроза здоровью, правам и свободам человека и гражданина”? Поиски европейскими политиками наиболее эффективной стратегии переговоров с президентом России в городе Лахти – это основа для торгового эмбарго в отношении стран Евросоюза?

Законопроект “О специальных экономических мерах в условиях международной чрезвычайной ситуации” – яркое проявление фрейдистского размаха геополитического комплекса неполноценности России, все еще страдающей от фантомных имперских болей. Хочется быть такой же сверхдержавой, как США, где в соответствии со стандартными правовыми процедурами президент на выходе подписывает закон о введении торгового эмбарго в отношении Кубы, Сирии или какого-нибудь иного проштрафившегося по части демократии государства. Хочется иметь свою “ось зла”, в которую уже входят Грузия, Молдавия, Латвия и явно войдет Польша, и наказывать ее по всей строгости российского законодательства. Хочется навязывать свою волю всему постсоветскому пространству и чувствовать себя одним из полюсов в этом многополярном мире. Хочется, наконец, затевать схоластические “политологические” споры о том, сверхдержава Россия или просто держава. При этом не давая себе труда задуматься над тем, не проще ли быть просто нормальной страной – без эмбарго в качестве орудия изживания собственных исторических комплексов.