От редакции: Разворот рек

Владимир Путин встретится сегодня в Кремле с лидерами крупного бизнеса, чтобы обсудить помимо прочего диверсификацию экономики. Несмотря на кажущуюся абсурдность такой встречи – в РСПП сосредоточены как раз те бизнесмены, которые отлично себя чувствуют в экспортно-зависимой экономике, – разговор может получиться интересным и полезным не только для крупного бизнеса.

Задача, которую ставит перед крупным бизнесом Кремль, понятна – больше переработки, больше добавленной стоимости внутри страны. Это касается ТЭКа, который предпочитает экспортировать сырые ресурсы; лесной промышленности, которая экспортирует кругляк; металлургов и многих других экспортеров. Ручное управление диверсификацией в этой области, предполагающее создание благоприятных условий для инвестирования крупными компаниями в собственный же производственный цикл, может дать свои результаты. Но потенциал РСПП и Кремля в плане диверсификации экономики, очевидно, значительно больше.

Чтобы экономика стала меньше зависеть от экспорта сырья, нужно создать такие условия, в которых инвестиции потекли бы в те сферы, которые могут быстро и качественно развиваться. Нужен разворот рек – инвестиционных. По данным UNCTAD (ООН), Россия занимает третье место в мире по накопленному объему исходящих из страны прямых иностранных инвестиций. На начало 2006 г. российский бизнес уже инвестировал за рубеж более $120 млрд. В 2006 г., по подсчетам аналитической группы M & А-Intelligence журнала “Слияния и поглощения”, российские компании купили иностранных активов на $10,27 млрд, в то время как иностранцы в России купили активов на $4,71млрд.

Почему? Эксперты говорят о том, что вывод денег в зарубежные активы помимо развития собственной производственной цепочки служит еще и диверсификации политических рисков. Однако более существенным стимулом для экономической экспансии за рубеж служит российская налоговая система. На сегодняшний день налоговое бремя на компании столь велико (см. статью “Мифы о налогах” на стр. А4), что спокойно и без нарушений с налоговыми обязательствами могут справиться только крупные компании.

Инвестировать внутри страны в другие отрасли экономики, не приносящие привычных для сырьевых отраслей норм прибыли, крупному бизнесу неинтересно. В результате развитие несырьевых компаний, создающих дополнительный продукт внутри страны, тормозится из-за отсутствия в стране источника дешевых и длинных денег. Средний и мелкий бизнес, не способный нести налоговое бремя, оказывается перед тупиковым выбором: либо проигрывай конкурентам, либо используй схемы.

Крупный бизнес платит сравнительно высокие налоги, поскольку платит еще и экспортные пошлины. Поскольку мелкий и средний бизнес не способен платить налоги, то государство пополняет бюджет за счет экспортеров. Государство сильно зависит от крупного бизнеса – почти так же, как бизнес от государства.

Снижение налогового бремени поможет и диверсификации источников финансирования бюджета, и диверсификации экономики. Отмена тяжело администрируемых налогов, таких как НДС, и неподъемных для среднего бизнеса с высокой долей расходов на заработную плату, таких как ЕСН, позволит бизнесу выйти из тени. Легализация денежных потоков снизит спрос на услуги по обналичиванию, что поможет росту средств на счетах российских банков, а сильный финансовый рынок является вторым необходимым условием диверсификации.

Крупный бизнес, который не может не видеть, что зависимость от мировой конъюнктуры – недальновидная бизнес-стратегия, мог бы продавить облегчение налогового бремени с пользой для себя и для экономики. До тех пор пока крупный бизнес является единственной опорой экономики и основным источником финансирования бюджета, взаимное притяжение (иногда переходящее в отталкивание) между властью и олигархами будет только расти. Это взаимопроникновение есть еще одна форма зависимости – возможно, более вредная для страны, чем зависимость от сырьевого экспорта.