От редакции: Нерезкие движения

Как и ожидалось, страны – члены ЕС на экстренном саммите в Брюсселе не стали вводить санкции против России, приняв достаточно мягкую и осторожную резолюцию (подробнее см. статью на стр. А2). Позиции и интересы европейцев сильно различаются, различаются и мнения о том, что делать с Россией. Есть еще один важный мотив: после событий на Южном Кавказе риски для конфликтующих сторон резко возросли, цена любой ошибки очень велика. Европа не делает резких движений. Хорошо ли оценивает свои риски Россия?

Накануне саммита ЕС президент России Дмитрий Медведев сформулировал пять принципов внешней политики, которыми он намерен руководствоваться: признание первенства основополагающих принципов международного права, принятие тезиса о многополярности мира, нежелание конфронтации и изоляции, приоритет защиты жизни и достоинства российских граждан, где бы они ни находились, и отстаивание своих интересов в регионах влияния. Эти принципы вполне соответствуют давнему стремлению России вернуться на ведущие роли в мире – правда, достижение этой амбициозной цели в условиях нынешнего жесткого конфликта с Западом потребует от российского руководства незаурядных качеств.

Стремление России занять новое, более значимое место в мире (нынешнее Кремль не устраивает) должно быть подкреплено соответствующими ресурсами. До сих пор можно было говорить только о хорошей базе: обеспеченный внешнеэкономической конъюнктурой экономический рост на протяжении ряда лет, значительные финансовые резервы, достигнутая за счет построения вертикали власти внутриполитическая стабильность и контролируемость страны, поддержка большинством населения действий властей – все это создает ощущение крепкого тыла. Кремль, очевидно, также верит в универсальность своего сверхоружия – нефтяной и газовой трубы.

Но кризис только начинается, продлится долго и будет тяжелым. Сейчас невозможно спрогнозировать, чем он закончится. Но Россия может добиться своих целей только при соблюдении двух условий: обеспечения быстрого развития страны и использования «мягкой силы» для привлечения союзников.

Победить в противостоянии с Западом (т. е. в нашем случае добиться признания своей роли Западом) гораздо легче «западной», т. е. индустриально-развитой стране со сложной экономикой.

«Восточный» опыт Советского Союза показывает, что мобилизационный тип экономики в итоге приводит к истощению ресурсов и развалу страны. Российская экономика остается по преимуществу сырьевой, а планы инновационного постиндустриального развития еще только написаны. Ускорение модернизации и проведение ее в гораздо более сложных условиях, чем раньше, теперь потребует настоящего управленческого подвига.

Привлечение союзников заявлено президентом Медведевым в качестве одного из приоритетов внешней политики. В чем могла бы состоять «мягкая сила» России?

«Полумягкая» – в нефти и газе. Вполне вероятно субсидирование союзников, покупающих у нас углеводороды, и наоборот – согласие на увеличение цен для союзников, продающих нам ресурсы. Еще одно традиционное направление – безопасность и торговля оружием. Впрочем, эти инструменты существовали и раньше и показали, что не способны обеспечить долгосрочного эффекта. А вот в случае успешной модернизации Россия достигнет гораздо большего: она сможет стать центром притяжения экономик соседей, культурным и моральным авторитетом.

Это даст России козыри и на европейском направлении. Сейчас ЕС, находящийся в трудном процессе интеграции, оказался между главными двигателями конфликта – США и Россией. Россия выражает согласие и желание, чтобы европейцы участвовали и в миротворческой миссии на Южном Кавказе, и вообще в процессе решения конфликта с Грузией. Это может дать краткосрочный эффект. В целом, отстаивая свою роль в мировой политике, Россия вполне может двигаться в сторону европейскости, усиливать со странами Европы культурные и экономические связи. Но это требует проведения умной и тонкой политики в течение долгого времени.