От редакции: Вопрос о доверии

Коррупция мешает нам чувствовать себя счастливыми. И дело не в том, что после встречи с гаишником в кошельке становится меньше денег. Международные исследования показывают, что коррупция не просто инструмент перераспределения благ в карманы чиновников. Она подрывает доверие людей друг к другу и сдерживает рост экономики.

Эд Динер, профессор Иллинойского университета, в новой работе «Коррупция и субъективное благополучие» (Corruption and Subjective Well-Being, готовится к публикации в журнале Comparative Political Studies) показывает, что с увеличением уровня коррупции в обществе падает не только доверие к окружающим, но и вера в собственные силы («я не могу ни на что повлиять»). Это порождает апатию и в итоге снижает общий уровень мотивации в обществе. Если все кругом коррумпированы, а значит, ищут только собственной выгоды, человек постоянно испытывает бессознательную тревогу, поскольку в полной мере не может полагаться ни на кого. В обществе, пронизанном коррупцией, снижаются стимулы к честному поведению: за взятку можно как откупиться от наказания самому, так и устроить проблемы для конкурента.

Есть данные и о том, что уровень доверия в обществе сказывается на темпах экономического роста. Янн Алган и Пьер Каук в недавней статье «Социальные отношения и экономическое развитие» (Social Attitudes and Economic Development: An Epidemiological Approach) демонстрируют, что африканские страны, взятые как единое экономическое пространство, могли бы за последние 50 лет удвоить подушевой ВВП, если бы уровень доверия в этих странах соответствовал уровню Швеции.

Недоверие – не только следствие коррупции, но и ее причина. Гражданин дает взятку потому, что не верит в способность государства оказать ему услугу нужного качества в определенные сроки. Недоверие может стать и лекарством против коррупции: ведь чем меньше уверены друг в друге участники коррупционной сделки, тем больше вероятность, что она не состоится. Из этого исходили те страны, которые добились успеха в борьбе с коррупцией. Права людей, сообщающих о взятках, там защищены настолько хорошо, что ни одна из сторон коррупционной сделки не чувствует себя в безопасности.