Марти Ахтисаари

Нобелевские премии, думаю я, событие социально-политическое, т. е. злободневное. Ну, скажем, почему только сейчас Нобеля получили первооткрыватели вируса иммунодефицита человека? И почему только французы? Ответ на этот вопрос требует особых вирусологических знаний, не связанных с микроскопической научной деятельностью.

Несколько проще, наверное, ответить на вопрос, почему лауреатом Нобелевской премии мира стал не кто иной, как бывший президент Финляндии Марти Ахтисаари, сын норвежца и финки, родившийся в ныне российском Выборге.

Во-первых, по формальным критериям – он же настоящий миротворец. Например, Ахтисаари – почетный гражданин Намибии, поскольку он помогал ей насчет независимости, когда служил послом Финляндии в Африке. В индонезийской мятежной провинции Ачех устроил замирение – там он действовал как глава собственной неправительственной миротворческой организации. Немного приложил руку к разрешению конфликта в Боснии – по линии ООН. Участвовал в разоружении Ирландской республиканской армии – репутация Ахтисаари была такова, что его специально пригласило в наблюдатели британское правительство. Именно во время его президентства в Хельсинки встречались непримиримые друзья Билл Клинтон и Борис Ельцин. Наконец, объявление о решении проблемы Косова в большой степени заслуга (или преступление) Ахтисаари.

А во-вторых, разумеется, по политическим критериям. Нобелевский комитет, выделяя именно Ахтисаари, как бы говорит миру, что дипломатическая хитрость, с помощью которой де-факто давно завоеванную независимость Косова констатировал бывший финский президент, предпочтительней в нынешней реальности, чем хитрость военная, которой констатировала независимость Южной Осетии и заодно Абхазии Россия.

Не надо думать, будто эта премия – пощечина Москве. Косово – проблема прежде всего европейская. Как говорил «Ведомостям» высокопоставленный европейский дипломат, выбор был между тлеющим конфликтом в центре единой Европы, а в перспективе и Сербия, и Косово станут ее частями, – и той определенностью, что получилась у лауреата Нобелевской премии мира Марти Ахтисаари.