От редакции: Нобелевский аванс

Многие ожидали, что Нобелевский комитет в Осло на этот раз наградит правозащитников. Уже не первый год в качестве возможных лауреатов премии мира назывались, например, российская правозащитница Лидия Юсупова и китайский диссидент Ху Цзя. Но премию получил политик, экс-президент Финляндии, автор плана косовского урегулирования Марти Ахтисаари. На наш взгляд, для политиков должно действовать то же правило, что и для ученых: нужно, чтобы политическое решение, которое отмечено премией, прошло проверку временем.

Премия мира не раз присуждалась авторам мирных планов и договоров авансом. Жюри считало заверенный подписями договор самоценным. Оно не задавалось вопросом, станет ли новый пакт основой для прочного мира или причиной новых острых противоречий, чреватых новой войной. В частности, в 1925–1926 гг. премию получили Остин Чемберлен (старший брат Невилла), Чарльз Дауэс, Аристид Бриан и Густав Штреземан, авторы Локарнских соглашений, уточнявших послевоенное устройство Европы. В 1950 г. ее присудили американцу Ральфу Банчу за урегулирование палестинского вопроса.

Между тем история знает немало примеров, когда премию получили яркие гуманисты, заслужившие непререкаемый моральный авторитет в мире тем, что защитили жизнь, здоровье и человеческое достоинство миллионов людей. Достаточно вспомнить верховного комиссара Лиги наций по делам военнопленных Фритьофа Нансена (1922), спасшего миллионы беженцев и голодающих в конце 1910-х – начале 1920-х гг., борцов против расовой дискриминации Мартина Лютера Кинга (1964) и Десмонда Туту (1984). В этом же ряду – Международный Красный Крест (1917, 1944 и 1963) и «Врачи без границ» (1999), сотрудники которых нередко с риском для собственной жизни спасали жертв войны – пленных и мирных жителей – по обе стороны фронта.