От редакции: Вера в знания

Несмотря на рост интереса к религии в мире, наука как таковая и карьера ученого сохраняют очень высокий престиж во многих крупнейших странах. Впрочем, отношение к фундаментальным знаниям и профессии исследователя зависит также от материального положения ученых, их социального статуса и имиджа. ЮНЕСКО и фонд компании L’Oreal представили результаты исследования восприятия науки в разных концах земли: 10 000 жителей США, Франции, Великобритании, Германии, Италии, Испании, Китая, Южно-Африканской Республики, Мексики и Объединенных Арабских Эмиратов ответили на вопросы о роли науки и ученых в современном мире.

Подавляющее большинство (84%) респондентов во всем мире (от 79% в Китае до 90% в ОАЭ) уверены, что достижения ученых улучшают их жизнь. В России таких, по данным фонда «Общественное мнение», 63%. Большинство участников опроса – 69% – сетуют на недостаток информации о научных достижениях, что превращает науку в «вещь в себе». Не менее интересно и то, каков престиж профессии ученого в разных странах. В США, Великобритании и ЮАР научная карьера привлекает 60% опрошенных, тогда как в Италии – 44%, в Китае и ОАЭ – около 40%, во Франции – 35%. В среднем своих детей хотели бы видеть учеными 69% опрошенных. По этому показателю лидируют Мексика (80%), Китай (78% ) и Испания (71%). В большинстве развитых стран научная карьера для детей менее популярна – от 56% в Италии до 64% во Франции. Опросов, которые показали бы, сколько россиян привлекает научная карьера, нет. По данным ФОМ, 61% опрошенных одобрили бы решение абстрактного молодого человека заняться наукой. Но лишь 7% респондентов «Левада-центра» хотели бы такой карьеры для своих детей.

Существенный фактор, определяющий отношение к науке как карьере, – оплата труда исследователей. Не случайно среди желающих заниматься наукой материальный фактор превалирует у 35% американцев, 18% французов, 16% испанцев и лишь 9% итальянцев. Профессор экономики в хорошем университете США может получать до $200 000 в год; профессор физики получает около $100 000 в год, биологии – чуть меньше. Университетский профессор биологии в Лондоне зарабатывает от 30 000 до 43 000 фунтов стерлингов в год. Профессор биологии в Сорбонне – около 50 000 евро в год ($62 500), профессор экономики – до 120 000 евро ($150 000). Это очень примерные цифры – многое, конечно, зависит от научных достижений и востребованности ученого.

Но дело не только в уровне оплаты – в конце концов даже в развитых экономиках ученый зарабатывает значительно меньше финансиста, звезды экрана, преуспевающего адвоката или врача. Зарплаты китайских ученых вряд ли можно сопоставить с американскими. Проблема еще и в уважении общества к их работе. В США, по данным опроса Harris Interactive, профессию ученого престижной называют 52%. Ученые делят пальму первенства с врачами (52%), пожарными (48%) и военными (47%) и далеко опережают юристов, банкиров и спортсменов. В России профессия ученого или преподавателя вуза находится на дне рейтинга профессий – престижной ее называют всего 2–3%. Необходимой для страны ее считает и вовсе 1%. По уровню востребованности ученые в России проигрывают не только банкирам, адвокатам, актерам, депутатам и чиновникам, но и рабочим промышленности и специалистам сельского хозяйства. Впрочем, вероятно, одна из причин низкой популярности профессии ученого – невозможность получить качественные знания. Сейчас, по данным «Левада-центра», более половины опрошенных россиян (53%) не верят, что их дети и внуки смогут поступить в университет или институт, дающий хорошее образование.