Вуду против Сколкова

На одном острове есть две страны – Республика Гаити и Доминиканская Республика. Гаити – самая бедная страна в своем полушарии, Доминиканская Республика – типичное латиноамериканское общество, живущее не слишком богато, но с удовольствием. ВВП на душу населения здесь превысил $8000, что по нашим меркам немного, но в шесть раз больше, чем у соседей в Гаити, где 80% населения живет за чертой бедности. В мировых индексах коррупции и человеческого развития Гаити в самом низу, Доминиканская Республика – в середине. В XVIII в. территория нынешней Гаити была заметной колониальной державой и важнейшим поставщиком сахара в Европу. Сейчас это страна, постоянно нуждающаяся в помощи, и не только в связи с землетрясением. Разными страны выглядят даже с самолета: леса в Гаити вырублены, а у соседей зеленеют, как и раньше.

Климат в обеих странах один и тот же – тропический, ведь это один и тот же остров. Здесь растут палисандры и редкое кампешевое дерево, нет хищников. Правда, случаются ураганы. Значительная часть населения обеих стран – бывшие рабы. Обе страны добились независимости примерно в одно и то же время, в начале XIX в. Природных богатств и плодородных земель Доминиканской Республике досталось больше, но незначительно. Широта, на которой располагаются две страны, сама по себе не много значит: если проследите по глобусу, то увидите, что на этом уровне найдутся и бедные, и богатые. Есть бедные африканские страны, Мьянма и Лаос, но есть и Гавайи, и Саудовская Аравия, и промышленно развитые Тайвань и Гонконг.

Почему же две страны живут настолько по-разному? Роль США? Политика? Зигзаги истории привели Доминиканскую Республику к сравнительно демократическому настоящему. Политическая история Гаити – череда жадных диктаторов. Но политики ведь берутся откуда-то. Лоренс Харрисон, инициатор (вместе с Самуэлем Хантингтоном) проекта Culture Matters, уверен, что причина в культурных различиях. Большинство гаитян практикуют вуду – систему верований и прикладной магии, вывезенную из Африки и укоренившуюся в Центральной Америке. «И дурное, и хорошее гаитянин приписывает духам, которых постоянно должен ублажать <...> Причины событий для человека, воспитанного в вудуистской традиции, внешние, а не внутренние, как, например, у тех, кто рос в иудейской или христианской традиции (чувство вины, греха). Вывод причин вовне позволяет ограничивать ответственность за происходящее, но это ограничивает и потенциал человека», – пишет Уоллес Ходжес, миссионер, проживший много лет на Гаити.

Склонность переносить источник событий вовне, в том числе на других людей, каждый из которых может тайно наслать на вас какого-нибудь духа, ведет к подозрительности и недоверию. «Общество, в котором процветают магия и колдовство, – больное общество, где царит напряженность, страх и моральный разброд. Магия – это механизм управления конфликтами и поддержания статус-кво, т. е. препятствие к развитию», – пишет экономист из Камеруна Даниэль Этунга-Мангуэле. Недоверие – серьезная причина экономических проблем. Вуду порождает фатализм, препятствует развитию инициативы, рациональности, стремления к личным достижениям и образованию, пишет африканский ученый.

Я понимаю, что ступаю на зыбкую почву. История Гаити – это пример из книжки. Может быть, авторы не правы и вуду на самом деле очень хорошая религия. Может быть, они упрощают: общество формируют многие факторы, не только религия предков. Меня, конечно, во всем этом интересует российская, а не гаитянская или африканская история. Я вырос в России и в собственной повседневной жизни постоянно сталкиваюсь с отсутствием инициативы, недостатком рациональности, фатализмом и неверием в собственные силы, неверием в возможность честного заработка. Сталкиваюсь с теми же качествами и в опросах общественного мнения. И в жизни, и в опросах я вижу недоверие к другим, постоянное ожидание подвоха. Исследования показывают, что чем ниже уровень межличностного доверия, тем сильнее желание ограничить другого, которому мы не доверяем, защититься от него забором, ответными действиями, милицией (см. редакционную статью «Чья рука сильнее» от 19.04.2010).

Что это за русское вуду, которое породило нашу систему ценностей, – вот что хотелось бы понять. Возможно, это комбинация суеверий, «народного православия», невежества, советских и постсоветских травм, нанесенных безумными политиками всему обществу. А еще интереснее понять, как изменить эту систему верований, чтобы настоящее развитие и подлинная модернизация были возможны. Если я правильно понимаю авторов проекта иннограда в Сколкове, то они собираются предпринять попытку создать на отдельно взятой территории лучшую, чем в стране в целом, систему ценностей. Такую религию антивуду, которая будет располагать к инициативе, к личным достижениям, ответственности и доверию. Если это так, то авторы проекта понимают, что на самом деле нужно делать для развития. Только делать это они собираются за забором, на закрытой территории. Потому что это невозможно на всей территории? Или потому, что это опасно делать на всей территории?