После природного пожара надо будет тушить инфляционный

Жара, засуха и пожары дорого обойдутся не только бюджету правительства, осознавшего всю плачевность состояния противопожарной системы, но и каждому семейному бюджету. О возможности всплеска инфляции «Ведомости» писали еще в середине июля, когда регионы начали отчитываться о потерях зерна, аграрии – подсчитывать убытки, а чиновники – заявлять, что повышения цен на хлеб не будет. Впрочем, даже в пятницу на «Эхе Москвы» директор департамента Минсельхоза Петр Чекмарев заявлял, что хлеб подорожать не должен. В тот же день чуть позже на той же радиостанции первый вице-премьер Игорь Шувалов признал, что рост цен на зерно «может поставить под угрозу те планы по инфляции, которые мы в этом году имели». Планы были – 6-7% в декабре к декабрю 2009 г.

Зерно – своеобразная «пищевая цепочка», влияющая на стоимость молока, мяса, круп, макарон, яиц, сыра и т.д. В потребительской корзине, используемой Росстатом для расчета инфляции, доля продовольствия занимает 38%, причем на продукты, так или иначе связанные с зерном, приходится почти четверть – 24%. 10%-й рост цен на эту группу продовольствия добавит инфляции 2,4 процентных пункта, т.е. удвоит ее с текущего уровня (5,5% к июлю-2009).

Внутренние цены на зерно на 80-100% превысили прошлогодний уровень. На мировых площадках CBOT, Euronext пшеница с начала нового аграрного года (с 1 июля) подорожала на 60% и на 75%, соответственно, фуражная пшеница на LIFFE — на 40%. Цены во многом подогрела Россия, один из крупнейших экспортеров, – сначала метеосводками, а потом – заявлением об эмбарго на экспорт (к слову, решение достаточно оперативное и принято почти вовремя). По прогнозам «Совэкона» и Института конъюнктуры аграрного рынка, сбор зерна составит менее 70 млн т, это значит, что с учетом интервенционного фонда (9,5 млн т), который будет роздан регионам, его едва хватит для внутреннего потребления (75 млн т). Однако Россия не только экспортер, но и импортер зерна (в основном — мукомольной пшеницы), и даже если запрет на экспорт и приведет к – скорее, временной – стабилизации цен на внутреннем рынке, то инфляция будет «импортирована»: доля импорта в продовольствии, потребляемом россиянами, превышает 30%.

Пока прогнозы аналитиков по инфляции 2010 г. – на уровне 7,5-8%; максимальный – чуть выше 9%. В 2011 г. из-за «агфляции» (аграрная инфляция — термин, придуманный Goldman Sachs в период взлета мировых продовольственных цен 2007-2008 гг.) цены могут не снижаться, как рассчитано в посткризисном правительственном прогнозе, а наоборот, продолжить идти вверх.