Ещё один удар по российской газовой доктрине

Заявление МИДа Туркменистана, опровергающее высказывания российских официальных лиц, означает, что принятая пять лет назад новая газовая стратегия России в Средней Азии полностью провалилась.

На мой взгляд, основной ошибкой российского руководства было решение о фактическом запрете газового транзита и закупке всего среднеазиатского газа, поступающего на территорию РФ. Это решение было принято пять лет назад, накануне «Первой российско-украинской газовой войны», и имело простую цель - лишить Украину возможности прямых закупок газа у кого-либо помимо Газпрома. Москва явно делала ставку на постоянно растущие цены на топливо и отсутствие выбора у производителей Средней Азии, что позволило бы Газпрому и его посредникам зарабатывать на реэкспорте. Но по сути, в дополнение к рискам экспортёра газа Газпром принял на себя риски покупателя, что только увеличило финансовые потери компании в кризисном 2009 году.

В апреле 2009 года Москва пошла на одностороннее прекращение выполнения российско-туркменского газового договора. При этом туркменская сторона могла наблюдать двойные стандарты России по отношению к газовым контрактам со своими восточными и западными соседями. Так президент РФ говорил об украинских партнёрах: - «Они подписали договор, они должны его исполнять», а в то же самое время зампред правления Газпрома В.Голубев заявлял о правомочности прекращения контракта с Туркменией: - «Уважаемые коллеги, сегодня некуда ваш газ с вашей ценой реализовывать. Или мы пересматриваем цену, или объемы».

Второй большой ошибкой Москвы было явно пренебрежительное отношение к заявлениям президента Туркменистана. Надо отметить, что газовые планы Туркменистана излагались в максимально мягкой для России и политически корректной форме (например, без упоминания раздражающего российского премьера проекта Nabucco). Зато заявления руководства России и Газпрома порой звучали так, как будто решения по направлению экспортных потоков туркменского газа принимаются не в Ашхабаде, а в Москве.

Проиграв в Европе и Средней Азии, Газпром переключается на внутренний рынок. Думаю, понятно, что за все провалы газовой политики заплатят российские потребители.