Борьба с пробками - очередной пример подмены решения проблемы громкими кампаниями

После назначения мэром Москвы Сергея Собянина тема борьбы с автомобильными пробками в столице приобрела федеральный размах. Вскоре и президент Медведев провел совещание по поводу московских пробок и сказал, что эта проблема – тест на дееспособность власти («не только Сергея Семеновича Собянина, который является новым мэром города, а вообще всей страны»). А уж когда Собянин вошел в Совет безопасности, стало ясно, что московские пробки – главный вопрос России.

Как обычно поступают публичные политики или бюрократы, когда что-то угрожает безопасности страны? Начинают кампанию.

Кампания по борьбе с московскими пробками дает массу возможностей выглядеть умным и прогрессивным: организационных, технических, строительных мер по улучшению транспортной ситуации в мире придуманы тысячи, для Москвы они давно обсуждаются. Представители разных ведомств стали наперебой предлагать сужение полос, платный въезд в центр, сдвиг рабочего дня чиновников, запрет на въезд грузового транспорта и т. д., и т. п.

И ведь дельные все вещи, где-то они работают. Часть их собрана в опубликованном вчера мэрией «Перечне первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем города Москвы» (см. стр. 03). План этот не определен во времени, не учитывает взаимозависимость различных мер и эффекта от них. Легко предположить, что с реализацией его возникнут проблемы. Тогда наступит вторая стадия кампании – по борьбе за правильную реализацию и расходование средств. Здесь к борьбе подключатся Счетная палата, Генпрокуратура и другие проверяющие органы.

Но, получается, ни на одной стадии кампании стратегическое планирование с привлечением лучших экспертов и учетом комплекса политических, финансовых, градостроительных и собственно транспортных проблем не нужно – потому что не дает быстрого эффекта. В 2008 г. у нас была главной кампания по борьбе с коррупцией. В 2009 г. – по борьбе за правильную борьбу с кризисом. В идеале подобные кампании должны бы стать бесконечными, но публика устает – вот ей и разнообразие.