Вещь недели: Бутылка

Есть вещи, на которые мы не обращаем внимания, но которые при этом радикально меняют нашу жизнь. Например, пластиковая бутылка. Эта бутылка за последние 20 лет поменяла страну куда сильнее, чем какое-нибудь «Сколково» со всеми наноинновациями. Куда ни пойдешь – в лес, на речку, на пруд, на озеро Байкал, на Черное море – везде куча этих бутылок. Некрасиво.

Понятно, почему пластик так нравится производителям: дешев и легок. Но именно в силу своей дешевизны (никому не нужна) и прочности (не гниет) эта бутылка и стала универсальным мусором. Как в таком случае могла бы поступить власть, которая заботится даже об амурских тиграх? Власть могла бы сказать: давайте, чтобы нашим внукам не пришлось жить среди пустых бутылок, поощрим использование стеклянной тары. Законом установим на стеклянную цену повыше, как в Европе. Обяжем тех, кто продает напитки, принимать пустые бутылки, а тех, кто производит напитки, – использовать вторичную тару. А остальное сделают бомжи: все соберут и сдадут. Это работает: алюминиевые банки в таком количестве не валяются.

И вот Владимир Путин на волгоградской конференции «Единой России» в мае выслушивает чаяния представителя стеклотарного завода «Русджам-Кубань» Маргариты Покиньбуры. Чаяния такие: запретить вторичное использование стеклотары. «То есть вы хотели, чтобы я запретил вторичное использование тары, чтобы обеспечить, безусловно, рынок сбыта вашей продукции?» – переспрашивает Путин. «На самом деле Маргарита Васильевна в значительной степени права», – решает Путин. Дальше он делает несколько здравых оговорок: что спешить некуда, что сперва надо устроить заводы по производству новых бутылок и пункты по приему старых и т. п.

Но, похоже, уже поздно – чаяния должны быть удовлетворены: Путин сказал – Путин сделал. И вот в конце прошлой недели выясняется, что техрегламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» предписывает: стеклянная упаковка «не должна повторно использоваться для контакта с алкогольной продукцией и детским питанием». Пиво с недавних пор тоже алкогольная продукция.

Почему так всегда в России: начнешь с бутылки, а кончишь политикой?