Мнения
Бесплатный
Оксана Гавшина
Статья опубликована в № 3071 от 30.03.2012 под заголовком: Вещь недели: Платформа Elgin

Оксана Гавшина: Экологические катастрофы неизбежны

О том, что Total потеряла контроль над ситуацией на платформе Elgin в Северном море, стало известно в понедельник вечером: компания заявила об утечке газа из скважины, законсервированной год назад. По информации BBC, над местом аварии поднялось огромное газовое облако, а на поверхности моря образовалось масляное пятно длиной около 11 км. Вчера площадь загрязнения оценивалась уже в 89 кв. км. Метан вырывается с глубины 4000 м и вместе с ним в воду попадают соединения серы, предупреждает WWF. Но главная опасность сейчас – угроза мощного взрыва (Shell уже эвакуировала людей с близлежащих платформ), ведь всего в сотне метров от места утечки горит газовый факел. Пока на стороне Total играет ветер, который удерживает «облако» от соприкосновения с огнем. Возможный взрыв усугубит ситуацию разливом нефти из скважины, уверены в WWF.

Авария на Elgin – крупнейшая в Северном море за последние 20 лет, но аварии участились в последнее время. В конце прошлого года крупная утечка нефти произошла на месторождении Frade (владелец – Chevron) у берегов Рио-де-Жанейро, а в 2010 г. – авария на скважине ВР в Мексиканском заливе, которая стала крупнейшим инцидентом в истории шельфовых проектов: в море вылилось 4,9 млн баррелей нефти. ВР потратила на ликвидацию катастрофы $8 млрд, а на выплаты зарезервировала $40 млрд.

Подобные катастрофы неизбежны, предупреждают эксперты: эпоха легких углеводородов закончена, мировой энергетический голод толкает компании все дальше в открытое море, заставляя бурить все глубже и глубже. Но успевают ли технологии за ростом аппетитов?

Казалось, авария на платформе ВР изменит мир навсегда и на долгие годы отодвинет разработку сложнейших шельфовых месторождений. И первая реакция была именно такой: спустя несколько месяцев после аварии власти США ввели полный запрет на бурение в Мексиканском заливе. Но постепенно меры смягчились: к работам на шельфе допустили Shell, ExxonMobil, Chevron и BHP Billiton, а спустя год и саму ВР. «Путь платят», – резюмировал президент США Барак Обама, обозначив, очевидно, общий подход к проблеме разливов. Но вот только какова цена?

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать