Илья Клишин: Мертвые души 2.0

Недавно некоторые российские СМИ сообщили о закрытых тендерах СВР на создание дорогостоящего хитроумного инструмента по манипулированию сетевым сообществом. Блогеры, как обычно, подняли панику, хотя разведчиков можно только пожалеть: очень скоро их «кинут» на миллион долларов.

Если внешней разведке действительно интересно, как работает рунет, им можно порекомендовать книгу Ори Брафмана и Рода А. Бекстрема «Морская звезда и паук», теперь переведенную и на русский язык. Получится и дешевле, и результативнее. Возможно, ознакомившись с этой уже классической работой, они поймут, что в столкновении централизованной структуры («паука») с сетевыми сообществами («морскими звездами») последние всегда побеждают.

Любая вертикаль – Кремль ли это или музыкальный лейбл, – встречаясь с горизонталью, ведет себя всегда одинаково неправильно, а именно воспринимает оппонента как другую вертикаль. Ищет механизмы управления, которые в таком сообществе просто отсутствуют.

Репрессии в отношении тех, кто позиционирует себя как вожди движения за честные выборы, не дают искомого эффекта как раз потому, что у российского протеста безлидерная природа. Наиболее полно она проявлялась в «Белом круге», «народных гуляньях» и кочевом лагере «Оккупай». Вспомните, какое раздражение вызывали у «оккупантов» заезжие политики, пытавшиеся давать комментарии журналистам от их имени.

Конкурировать с такой структурой российская власть не может в принципе. Для этого она слишком громоздка и зарегулирована. Принятие решений происходит на самом верху, любая самодеятельность карается. Естественные изъяны иерархии дополняются к тому же отечественными особенностями: без общественного контроля чиновнику проще сделать дешево и плохо, положив остаток в карман.

Если оставить за скобками взломы и DDos-атаки, можно сказать, что вся сетевая «работа» администрации президента и кормящихся около нее медийных структур сводится к имитации и созданию «белого шума». Не сумев по очевидным причинам создать зимой альтернативные фейсбук-страницы «путингов», они, например, атаковали оппозиционные мероприятия десятками тысяч ботов с локацией в Индии и Пакистане – те просто забивали обсуждения мусором.

Привлечение онлайн-пропагандой экспертов и лидеров мнений по отмашке всегда видно невооруженным глазом – как, например, в недавней истории с надписью Free Pussy Riot в Казани, когда сеть запестрела сообщениями о том, на чьих руках кровь убитых женщин. Нужный месседж почти синхронно транслируют лояльные власти лжеэксперты и блогеры – иногда слово в слово.

Кроме этого до сих пор практикуются такие топорные методы, как механическое искажение онлайн-голосований и накручивание негативных лайков к видео в YouTube, выведение провластных хештегов в топ российского «Твиттера» и атаки комментариями по предзаданной теме.

В последнем принято упрекать активистов прокремлевских движений, но на деле этим обычно занимаются «обезьянки» – так упомянутые уже структуры, кормящиеся на Старой площади, называют нанимаемых за небольшие деньги студентов, пишущих комментарии по спискам ключевых фраз, присланным из Москвы.

Именно этот всем известный, но неафишируемый сегмент интернет-рынка и продает государству ретвиты, лайки и боты за миллион по прайсу с себестоимостью в копеечку. Сейчас обычный годовой контракт на предоставление услуг тому или иному ведомству в социальных сетях может стоить от $100 000 до $1 млн – в зависимости от того, кто, кому и как делает предложение. Это сопоставимо с сугубо коммерческими заказами от крупных международных компаний по порядку цифр, но не по качеству. В отличие от бренд-менеджеров чиновники ничего не понимают в сделанных заказах и требуют лишь красивые отчеты, которые можно положить на стол вышестоящему начальству.

СВР, не сомневайтесь, тоже их получит. Ничего другого Чичиковы наших дней не продают Заказ №36/169 .