Статья опубликована в № 3183 от 07.09.2012 под заголовком: От редакции: Задвижка на востоке

От редакции: Задвижка на востоке

Сегодня во Владивостоке открывается Деловой саммит форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – мероприятие, на подготовку к которому Россия потратила рекордные в регионе деньги (больше $20 млрд). Можно было бы предположить, что эта сумма отражает беспрецедентное внимание России к внешней политике на Дальнем Востоке; в этом регионе России необходима не просто мирная торговля, но использование международного сотрудничества для модернизации своих восточных территорий.

В каком-то смысле саммит уже использован для модернизации. Российское руководство, верное практике больших проектов, инвестировало не просто в организацию саммита, но в строительство инфраструктуры Владивостока: кампусы нового университета на острове Русский и новые мосты достанутся местным жителям. Но перспективы «восточных ворот» гораздо шире.

Экономика региона считается самой быстро развивающейся, на 21 страну АТЭС приходится больше 57% мирового ВВП и 48% объема мировой торговли. Россия благодаря геополитическому положению, размеру территории и внешнеполитической инерции все еще воспринимается здесь как важный политический игрок, но не экономический – на нашу долю приходятся единицы процентов товарооборота и продаем мы по привычке природное сырье. Использование политических преимуществ для модернизации экономики во многом отсталого Дальнего Востока должно стать главной целью для руководства страны – в один голос говорят эксперты. Скажем, директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин неоднократно писал (см., например, статью «Россия-2020»: Эгоизм устарел», «Ведомости» от 18.05.2011) о том, что развивать восточную Россию надо по модели «двойной интеграции» – внутрироссийской и азиатско-тихоокеанской. Страна, способная стать противовесом доминирующему в регионе Китаю, привлечет инвестиции и на деле покажет, что Сибирь и Дальний Восток – важная часть России.

Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов (см. статью «Консервативная модернизация: России снова везет», «Ведомости» от 22.02.2012) также уверен, что России «необходима коренная экономическая переориентация на рынки Китая и поднимающейся Азии, прежде всего через новое освоение Сибири и Дальнего Востока».

В целом российскую внешнюю политику на Дальнем Востоке можно назвать адекватной, считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. Адекватность тут в том числе в осознании своего нынешнего положения поставщика ресурсов. Россия хочет дружить со всеми и продвигать свои экономические интересы. Но интересы пока понимаются главным образом как энергетические. Построив трубопровод Восточная Сибирь – Тихий океан, мы улучшили инфраструктуру для торговли нефтью, сейчас «Газпром» ведет сложные переговоры с Китаем по будущей цене газа, который мы хотим туда продавать.

Китай, безусловно, главный покупатель ресурсов в регионе, и Россия уже сейчас не может ответить на все его потребности – например, по поставкам угля по железной дороге.

При этом для России важно не зависеть от одного Китая. Существует проект газопровода в Южную Корею, могут начаться переговоры с Японией, которая после аварии на АЭС «Фукусима» стала перспективным газовым рынком.

Но корейский газопровод рискован из-за КНДР, а в отношениях с Японией Россия никак не может выйти на прагматичный уровень, без демонстративно-патриотических поездок Дмитрия Медведева на Курильские острова.

Вчера к саммиту во Владивостоке открылось СП Mazda и Sollers по отверточной сборке автомобилей. Но в целом «нынешнее» экономическое будущее России в регионе по-прежнему связано с диверсифицированным экспортом сырья (нефть, уголь, газ, металл, лес), причем инфраструктура для такого экспорта пока недостаточна. Построит ли ее российское государство или появятся какие-то концессионные проекты и на каких условиях – вот какие вопросы приходится сейчас решать.

Глобальные проекты технологической модернизации региона – дело очень далекого будущего по очень простой причине: неконкурентоспособности российского инвестклимата.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать