Как «Шереметьево» стал крупнейшим аэропортом России

Из завидного клиента «Аэрофлот» может превратиться для «Шереметьево» в обременительную проблему

Аэропорт «Шереметьево» в первом полугодии перехватил у «Домодедово» статус крупнейшего в России. Услугами «Шереметьево» воспользовалось 14,3 млн человек. «Домодедово» обслужило 13,7 млн человек. Причина проста. Из-за резко подешевевшего рубля загрузка международных рейсов снизилась, авиакомпании начали закрывать маршруты или вовсе прекращать полеты в Россию. «Домодедово» досталось больше других, потому что из этого аэропорта летает гораздо больше авиакомпаний, чем из «Шереметьево». В 2014 г. на долю авиакомпаний группы «Аэрофлот» (кроме самого «Аэрофлота» из «Шереметьево» летают «Россия» и «Донавиа») пришлось 72% перевозок из «Шереметьево», говорится в годовом отчете аэропорта. В «Домодедово» максимальная доля приходится на группу S7 (авиакомпании «Сибирь» и «Глобус»). Какую долю пассажиропотока «Домодедово» группа обеспечивает сейчас, не ясно. В первом полугодии 2013 г. его крупнейшие перевозчики «Трансаэро» и S7 обеспечивали 18% выручки. Но в том же году «Трансаэро» перевела регулярные рейсы во «Внуково».

«Аэрофлот» в отличие от всех остальных не сокращает, а увеличивает перевозки, запустил новую авиакомпанию – бюджетного перевозчика «Победа» (правда, она летает из «Внуково»). Выходит, «Шереметьево» повезло заполучить надежного во всех отношениях клиента: в аэропорт прилетает и улетает из него больше людей, которые тратят больше денег, пока ждут вылета; больше рейсов – больше денег за их обслуживание и т. д.? Что еще нужно в кризисное время?! Позволю себе не согласиться. Зависимость – не лучшая база для построения любых отношений. Пока рост «Аэрофлота» играет на руку «Шереметьево». Но что будет, когда «Аэрофлоту» станет слишком тесно? «Шереметьево» в собственном мастер-плане отмечало, что пропускная способность «южного терминального комплекса (терминалы D, E, F) ограничена и не сможет обеспечить потребности «Аэрофлота» начиная с 2015–2018 гг.», а к 2020 г. будет превышена. «Аэрофлот» в отчете по РСБУ за IV квартал предупредил, что может перевести часть рейсов в другие аэропорты, если строительство третьей полосы задержится.

Нельзя просто так взять и достроить третью взлетно-посадочную полосу и быстренько реконструировать северный терминальный комплекс (старый терминал B). Придется искать финансирование, договариваться. А пострадают пассажиры, которые будут мучиться в очередях, терять время, ожидая очереди на взлет, и приезжать в аэропорт за 4 часа до вылета, чтобы успеть пройти паспортный контроль.

Когда вопрос о перераспределении рейсов возникнет, зависимость от «Аэрофлота» выйдет «Шереметьево» боком: «Домодедово», и «Внуково» – я уверена – с удовольствием примут даже часть рейсов нового перевозчика. А «Шереметьево» не сможет даже привлечь новых перевозчиков, потому что некуда. И это при том, что терминал D (в 2014 г. на него пришлось 67,5% пассажиропотока «Шереметьево») «Аэрофлот» при поддержке ВЭБа строил сам для себя и это он не рассчитал, что перевозки вырастут так сильно.