Статья опубликована в № 3887 от 04.08.2015 под заголовком: От редакции: Недремлющий брегет

Недремлющий брегет

Как появились и почему теряют популярность среди богатых людей сверхдорогие часы
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Своим рождением швейцарские часы, один из наиболее дорогих предметов роскоши, были обязаны борьбе с роскошью. Изготавливать компактные часы в Европе научились к началу XVI в. Часовое ремесло было развито в Германии, Франции и Италии, но гонения на протестантов заставили многих часовых мастеров из этих стран искать убежища в Швейцарии, ставшей оплотом кальвинизма. Реформы Кальвина изгнали из обихода увеселения, яркие одежды, драгоценности, кружева и шелка. Но, ополчаясь на роскошь, Кальвин в то же самое время ничего не имел против стремления к обогащению. Тут-то и пригодились беглые европейские часовщики – они научили швейцарских ювелиров превращать часы в предмет роскоши. Состоятельные швейцарцы могли теперь демонстрировать статус, а швейцарские ювелиры – зарабатывать. Впрочем, мировым лидером в производстве дорогих часов Швейцария стала лишь в XIX в. после долгого соперничества с Францией и Англией.

Как показывает в своей знаменитой книге Макс Вебер, дух капитализма представляет собой специфическую трансформацию аскетических добродетелей христианства – честности, умеренности и аккуратности, даже сознания того, что человеку ничто в мире сем не принадлежит окончательно, – в практическое русло. «Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги», – пишет Бенджамин Франклин, переосмысляя в духе новой этики евангельскую притчу о талантах.

И касается это далеко не только прикладных понятий. Если для Средних веков время было категорией космической, уравнивающей всех живущих перед лицом вечности (именно тогда получает распространение иконография Смерти с песочными часами в руке), то протестантская этика превращает время в категорию мира сего. «Помни, что время – деньги». Эта знаменитая фраза родом из того же самого сочинения Франклина.

Протестантский Запад, первым превративший часы в символ статуса, первым с ними прощается. Сегодня, когда демонстративное потребление осознается как норма для развивающихся стран или выходцев из социальных низов, а люди из списка Forbes предпочитают демонстрировать статус, жертвуя на благотворительность, часы, стоящие дороже спортивного автомобиля, все чаще воспринимаются как анекдот с бородой. Главный импортер швейцарских часов (при том что на Швейцарию приходится лишь 2,5% мирового производства часов, она мировой лидер по экспортной выручке) – страны Азии.

Читать ещё
Preloader more