Маневровый локомотив экономики

Как рост расходов на оборону разбалансирует бюджет

Российский оборонно-промышленный комплекс сегодня на коне. Рост бюджетных расходов в последние годы поддерживает производство и связанных с ним работников. Экспорт вооружений не падает, несмотря на «недобросовестную конкуренцию», каковой, по мнению главнокомандующего Владимира Путина, стали западные санкции в отношении ряда предприятий ВПК.

В последние годы отечественные оборонные заводы работают более напряженно: согласно госпрограмме вооружений (ГПВ) до 2020 г. поставки боевой техники и военных материалов для армии по сравнению с прежними годами резко выросли. В середине 2000-х гг. армия ежегодно получала более 30 современных танков, нынешняя госпрограмма предполагает поставку 2300 танков за 10 лет. Аналогичные тенденции отмечаются и по другим видам вооружений и боевой техники. Предприятия, занятые производством авиационных боеприпасов, перешли на трехсменную работу для восполнения расхода ракет и бомб в Сирии.

Сокращение затрат бюджета почти не коснулось оборонных статей. Гособоронзаказ 2016 г. уменьшится на несколько десятков миллиардов рублей, это считанные проценты от госпрограммы вооружений. Приоритеты отечественного ВПК изменились: в 1990-е и первой половине 2000-х гг. около 70% его продукции шло на экспорт, сейчас ситуация зеркально изменилась, отмечает директор Центра АСТ Руслан Пухов. Кроме того, предприятия ВПК снизили выпуск гражданской продукции.

Вот здесь и зарыты риски. В мирные годы предприятия старались примерно поровну разделять военные и гражданские проекты. Противостояние с Западом привело не только к прямым санкциям, но и к закрытию кредитных каналов для гражданских проектов, да и для всех остальных отраслей. Происходит очевидный размен: государство поддерживает ВПК заказами на танки, поскольку трамваев сейчас ВПК производить не может.

Да, государство при этом стимулирует экспорт своей милитаристской позицией: ситуация в мире напряженная, клиенты боятся за свою безопасность и покупают больше оружия (или хотя бы столько же). Но эта схема конечная, поскольку российский экспорт оружия ежегодно составляет от $6 млрд до $8 млрд, а госзаказ – 3,1 трлн руб. (около $52 млрд).

Если и можно назвать ВПК локомотивом экономики в современных условиях, то только маневровым. Ставить все на оборонку – значит повторять ошибку позднего СССР.