Статья опубликована в № 3949 от 29.10.2015 под заголовком: От редакции: Родина в телевизоре

Телевизор и холодильник существуют в разных мирах

Почему оценки экономического положения никак не связаны с рейтингами власти

Очередные замеры отношения россиян к президенту Владимиру Путину показали очередные высокие результаты. По данным ВЦИОМа, рейтинг одобрения деятельности Путина в октябре достиг 89,9% (рекорд для ВЦИОМа). По данным «Левада-центра», работой президента удовлетворены 88% опрошенных (не рекорд – в июне было 89%).

Тот же ВЦИОМ сообщает, что индекс социальных настроений граждан по поводу ситуации в стране снижается четвертый месяц подряд и обновил в сентябре минимум 2015 г. – 58 пунктов (минус 15 пунктов с мая). Падают и индекс настроений по поводу своей жизни, и индекс социальных ожиданий. Доля тех, кто считает, что тяжелые времена позади, снижается, доля ожидающих самого страшного впереди, напротив, растет.

Социологи уже привыкли к такому расхождению между оценками экономического положения (личного и в стране) и высоким рейтингом власти. Рейтинг доверия президенту существует отдельно – как символ идентификации со страной. Именно президент и никто другой действует от имени страны во внешнем мире – и только в контакте с внешним миром проявляется величие державы для россиянина.

Эту интерпретацию можно расширить. О действиях во внешнем мире россиянин узнает преимущественно из телевизора – логично, что президент, как телевизионный герой, не имеет альтернативы (странно было бы, читая комикс о Супермене, надеяться, что героем станет кто-то другой).

Социолог Антон Олейник пишет, что взаимоотношения между властью и обществом в таких странах, как Россия, удобно представлять на примере песочных часов, в которых верхняя сфера (властвующая элита) и нижняя (обычные граждане) связаны между собой лишь небольшой перемычкой. Две сферы существуют во многом автономно, а повседневная жизнь их обитателей исключает потребность друг в друге.

Похожую картину фиксируют исследования провинциальной России, проводимые социологами НИУ ВШЭ под руководством Симона Кордонского при поддержке фонда «Хамовники». По их данным, более 40% трудоспособного населения заняты в неформальном секторе экономики, «не видимом» официальной статистикой. Граждане не хотят общаться с государством и ничего не ждут от него – им, так же как и власти, оказывается не нужна формальная система коммуникации и представительства.

В этом смысле оказывается неверна популярная метафора о «войне телевизора и холодильника» – телевизор и холодильник существуют в разных мирах. Родина в телевизоре, конечно, вызывает гордость, встает с колен и показывает кузькину мать, она даже иногда требует жертв от населения – в виде гибнущих неизвестно где солдат. Но она мало что знает о том, что происходит в холодильнике у гражданина. И слава Богу, думает гражданин.