Как радикализовать протест: опыт Грузии 1989 года

Силовой разгон митинга в Тбилиси 30 лет назад стал шагом к распаду СССР

30 лет назад, в апреле 1989 г., ошибки руководителей Грузии и прямолинейность военных привели к непропорциональному применению силы против митингующих в Тбилиси. Разгон митинга привел к радикализации настроений в республике, укрепил авторитет политиков, требовавших выхода из состава СССР.

4 апреля 1989 г. малоизвестные тогда лидеры оппозиции во главе со Звиадом Гамсахурдиа (будущим первым президентом Грузии) организовали в Тбилиси митинг с антиабхазскими лозунгами. Отказ руководства Грузинской ССР от диалога радикализировал настроения и лозунги протестующих: зазвучали требования выхода из СССР, около 100 человек объявили голодовку. Волнения заметили в Кремле, власти республики запаниковали, требуя ввести в Тбилиси чрезвычайное положение.

Комиссия Съезда народных депутатов СССР впоследствии установила: решение направить в Тбилиси новые части внутренних войск (ВВ) МВД и армии приняли на совещании в ЦК КПСС 7 апреля. Вернувшийся из-за границы генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев намеревался послать в Тбилиси членов ЦК Эдуарда Шеварднадзе и Георгия Разумовского, чтобы прояснить ситуацию, но первый секретарь ЦК компартии Грузии Джумбер Патиашвили уверил Кремль, что положение стабилизируется и прибытие московских эмиссаров не требуется.

Кремль требовал от Тбилиси разрешить конфликт мирно и использовать войска в критической ситуации, но там думали по-другому. ЦК Компартии Грузии убедило командующего Закавказским округом генерала Игоря Родионова разогнать митинг. Партфункционеры сообщили о 200 оставшихся на площади (хотя там было около 10 000), что привело к трагедии. Построенная на ложных данных операция по вытеснению митингующих из центра города утром 9 апреля обернулась столкновениями, применением спецсредств бойцами ВВ, использованием саперных лопаток не имевшими спецснаряжения десантниками. Жертвами разгона стали 19 человек, 183 были госпитализированы, травмы получили 152 военнослужащих.

События 9 апреля, преувеличенные сведения о числе жертв и «зверствах» военных (десантников было всего 69 человек) всколыхнули республику. Страх властей перед диалогом и разгон митинга превратили группу радикалов во главе с Гамсахурдиа во влиятельную силу, отмечает старший научный сотрудник МГИМО Николай Силаев. Тот день стал рубежом в истории Грузии, после него требование независимости сделалось доминантным в обществе, полагает политолог Сергей Маркедонов. Разгон протестующих в Тбилиси показал неспособность местных властей отвечать на вызовы современности. Колебания элит, быстро переходивших от самоуверенности к панике, и их раскол во многом предопределили последовавший затем распад СССР.