Макроэкономика на ночь глядя

Зачем правительство запаздывает с данными о кризисных явлениях

Правительство, похоже, не стремится поднимать уровень информированности публики о состоянии экономики в кризис, усматривая в этом политические риски. С начала мая российская экономическая статистика и правительственные оценки глубины кризиса в стране публикуются под покровом ночи, обратило внимание агентство Reuters.

Вместо традиционных 16.00 информацию о промышленном производстве в нерабочем апреле Росстат, который курирует Минэкономразвития, опубликовал 21 мая в 21.00. Остальная статистика также стала появляться позже. Экономический обзор с месячной оценкой ВВП за март само Минэкономразвития опубликовало 30 апреля после 20.00, апрельские оценки падения экономики – в 22.30, а трехлетний макропрогноз вообще в 23.00.

Пресс-службы Минэкономразвития и Росстата объясняют опоздание сложностями, связанными с удаленной работой сотрудников и возросшей нагрузкой из-за ситуации с пандемией. Очевидно, условия работы действительно усложнились, как усложнились и измерения карантинной экономики, и это влияет на длительность расчетов и время раскрытия информации. Но графика статистических публикаций никто не отменял. Возможно, это касается и Минэкономразвития.

Однако это не опровергает другую вероятную причину. Три собеседника Reuters объяснили поздние публикации макроэкономической статистики и оценок тем, что в правительстве Михаила Мишустина хотят как можно меньше внимания привлекать к статистическим данным: пандемия и связанные с ней ограничения сделали их удручающими. Собеседник «Ведомостей», близкий к Росстату, подтвердил это. Расчет на то, чтобы оставить журналистам минимум времени поработать с цифрами и написать содержательные статьи. А если совсем поздно будет, то, возможно, и вообще писать не станут.

Любая публикация статистики имеет две цели: констатация того, что мы имеем на данный момент, и инструмент для анализа, чтобы понять, что будет дальше, комментирует Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Но это для экономистов. У статистики есть и политическое измерение – она может сказываться на отношении избирателей к правительствам, чего не могут не учитывать кремлевские политтехнологи сегодня – перед голосованием о путинской поправке в Конституцию. Для политического пиара и воздействия на общественное мнение важнее не сами цифры, а управление их интерпретациями, напоминает политолог Евгений Минченко.

С этой точки зрения политические резоны обнародования данных заметно влияют на обстоятельства их публикации. Дело может быть не только во временном бутылочном горлышке для журналистов. Когда поступают значимые данные, то Росстат вместе с ними публикует достаточно содержательные комментарии, написание которых требует времени, полагает заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста Высшей школы экономики Владимир Бессонов: Росстат как раз взялся одновременно с важной статистикой публиковать комментарии, что затягивает процесс публикации.

Сами по себе данные для экономистов не то чтобы неожиданные. Росстат сообщал, в частности, что промышленное производство в России в нерабочем апреле сократилось на 6,6% в годовом выражении, оборот розничной торговли упал на 23,4%, безработица поднялась до 5,8% экономически активного населения. Минэкономразвития, опираясь на данные Росстата, оценило падение российской экономики в апреле в 12%, по итогам 2020 г. – в 5%. Данные, можно сказать, позитивнее, чем предполагалось некоторыми экономистами, например, по годовому прогнозу ВВП от Минэкономразвития. Сегодня мы не знаем, в какой экономической точке находимся, констатирует директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович. И опубликованные данные картину особо не проясняют.

Более важны для экономистов сдвиги не во времени публикации данных, а в переносе их на более поздние сроки, считает Бессонов. Перенесена, например, публикация демографических данных. И показательно, что во время кризиса Росстат и Минэкономразвития не отказались от курса на отказ от публикации высокочастотных показателей. Росстат перешел во время стагнации на публикацию реальных доходов населения раз в квартал вместо ежемесячной, но в кризис это дезориентирует и не дает внятного представления, где мы находимся и что происходит.

Что происходит с населением – очень скудная информация, соглашается главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Статистика зарплат и доходов будет только в июле, а безработица 5,8% в апреле мало о чем говорит, поскольку у нас много людей в неоплачиваемых отпусках. Нет и месячных – только квартальные – показателей инвестиций в основной капитал, а они будут нужны для понимания ситуации, когда пойдет речь о возобновлении роста экономики, замечает Бессонов. Без них можно долго вести разговоры – то ли у нас спад, то ли подъем экономики.

Это давняя проблема снижения уровня прозрачности действий правительства, говорит Суслина. Одно время при Алексее Кудрине – министре финансов в правительстве ратовали за повышение бюджетной прозрачности, и было ощущение, что правительство хочет создать площадку, на которой обычный человек мог бы следить за тем, что происходит в экономике. Последние годы взят курс на сворачивание публичных дискуссий об экономике, уменьшении взаимодействия с экспертным сообществом. Сейчас слышны отголоски той политики – нет задачи у правительства, чтобы обывателям или экспертам стало что-то понятнее. Правительство не хочет обсуждений: бюджет, принятый в марте, отражает экономическую ситуацию только на январь 2020 г., т. е. без реалий кризиса. В бюджете нет макроэкономического прогноза, разработанного Минэкономразвития. Никто над правительством не хочет, чтобы публика его знала, говорит Суслина.

Перенос к ночи официальных статистических данных и экономических обзоров, задержка с выходом, сохранение не кризисного, а стагнационного графика выхода данных раз в квартал имеет, кажется, одну общую черту. При всех ситуативных сложностях со сбором и обработкой данных это свидетельствует о продолжающемся снижении прозрачности подготовки и оценки правительственных решений. Сейчас, когда статистика должна появляться чаще, чтобы давать возможность людям знать, что происходит, этого не делается именно потому, считает Суслина, чтобы у публики не было «лишних» знаний и высокой информированности.

После того как информация Reuters была опубликована, Росстат, понимая, очевидно, что его репутация и данные важны для рынка, сообщил во вторник вечером, что будет публиковать все данные строго в 19.00 по Москве. Осталось дождаться июля.