И пусть бюджет подождет

Почему Москва соглашается недополучать доходы от наружной рекламы

В 2020 г. доходы столичного бюджета от размещенной в городе наружной рекламы опустились до 1,32 млрд руб., следует из информации, опубликованной на сайте правительства Москвы. Это в разы меньше того, на что рассчитывали городские власти несколько лет назад, когда заключали договоры с компаниями-операторами. Объяснить драматическое сокращение доходов бюджета от наружки влиянием пандемии коронавируса не получится – поступления от рекламы в столичный бюджет сокращаются на протяжении нескольких последних лет.

«В ближайшие 10 лет только от наружной рекламы город будет получать до $250 млн в год», – обещал в октябре 2014 г. мэр Москвы Сергей Собянин. Исходя из действовавшего тогда валютного курса в 40 руб./$, мэр рассчитывал на ежегодные платежи в размере около 10 млрд руб. Условия 10-летних договоров на установку и эксплуатацию рекламоносителей, которые власти заключили с компаниями – победителями торгов 2013–2014 гг., соответствуют этим ожиданиям: общая сумма договоров составила 97,3 млрд руб. – в среднем почти 10 млрд руб. в год. Собянин назвал тогда эти платежи серьезными дополнительными доходами бюджета, «которые мы практически никогда не получали».

Сроки действия договоров истекают через два-три года, но уже ясно, что городу не удастся получить деньги, на которые рассчитывал мэр. Суммарные поступления от наружной рекламы в московский бюджет за последние семь лет ненамного превысили 47 млрд руб., следует из ранее опубликованной правительством Москвы информации. Пик поступлений пришелся на 2013–2015 гг., т. е. на первые годы реализации договоров: операторы заплатили Москве 16,5 млрд, 8,83 млрд и 7,4 млрд руб. соответственно (в среднем около 11 млрд руб. в год). Однако начиная с 2016 г. властям ни разу не удалось собрать с компаний-операторов даже 5 млрд руб.: в 2016–2017 гг. платежи составили 3,34 млрд и 4,8 млрд, в 2018-м рухнули до 1,17 млрд, в 2019-м выросли было до 3,75 млрд, но в 2020 г. снова обвалились. Для сравнения: в стародавнем 2007 году поступления в бюджет Москвы от аренды объектов наружной рекламы составляли 3,9 млрд руб. (при среднем курсе 25 руб./$), сообщал в марте 2008 г. тогдашний глава комитета рекламы, информации и оформления города Владимир Макаров.

Главная причина сокращения платежей – банкротство победителей аукционов 2013–2014 гг. Из семи операторов, выигравших тогда торги, бизнес сегодня ведут только пятеро. Компании «Никэ» и ТРК на двоих выиграли около 40% мест для установки в городе щитов с площадью поверхности 18 кв. м и более, но не проработали по контрактам и трех лет. В предбанкротном состоянии находилась и компания «Вера-Олимп», выигравшая почти 15% мест под такие щиты, правда, после смены акционеров ей удалось заключить мировое соглашение с городом.

Несмотря на падение поступлений от наружки после ухода с рынка компаний «Никэ» и ТРК, чиновники от рекламы до сих пор не провели торги на места, когда-то принадлежавшие обанкротившимся компаниям, хотя еще в июле 2016 г., как сообщало тогда агентство новостей «Москва» со ссылкой на представителя департамента СМИ и рекламы, в столице в резерве находилось около 2500 свободных под размещение наружной рекламы мест. Почему не проводятся новые торги? Собеседник «Ведомостей», информированный о позиции департамента СМИ и рекламы по этому вопросу, говорит, что на рабочих встречах представители ведомства объясняют свое бездействие тем, что, будь торги проведены сегодня, их победители выиграли бы места по заведомо более низкой цене, чем та, которую заплатили компании в 2013–2014 гг. В результате победители новых аукционов получили бы конкурентное преимущество перед компаниями, выигравшими старые. «Чиновники опасаются, что новые операторы начнут демпинговать и столичный рынок наружной рекламы может опять захлестнуть волна банкротств», – рассказывает собеседник «Ведомостей». До конца действия 10-летних контрактов осталось каких-то два-три года. И пусть бюджет подождет.