Мнения / Аналитика / Аттестат зрелости
Статья опубликована в № 4315 от 04.05.2017 под заголовком: Аттестат зрелости: Программа для программистов

Программа для программистов

Что предлагает образованию Стратегия ЦСР
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Андрей Панов

Одним из ключевых постулатов Стратегии модернизации общественных институтов и экономики, которую в программном интервью ТАСС представил руководитель Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин, оказались дополнительные инвестиции в образование в размере 0,8% ВВП. Причина столь высокого приоритета образования – «существенные изменения в производственных методах, в технологиях, в профессиях, в требованиях к навыкам людей. И если мы не будем готовиться, то потом мы окажемся у разбитого корыта. Мы не сохранимся как технологическая держава». По мнению Кудрина, необходимо более внимательное отношение к человеку начиная с его рождения, школьного, дошкольного возраста в части развития его способностей, в части обучения новым навыкам работы в меняющемся мире. «Такого еще не было в российской истории», – уверен Кудрин.

Мне сложно судить за всю российскую историю, но чтобы изложение новой стратегии развития России начиналось с обсуждения необходимых изменений в образовании – такого не было точно. Кудрин достаточно подробно рассказал о том, куда, на его взгляд, нужно приложить дополнительное финансирование – в первую очередь это передовые технические средства в 150 крупнейших российских университетах: «новейшие достижения в робототехнике, биотехнологиях, генетике должны стать обычной практикой для студентов и преподавателей».

Особенно интересным мне показался взгляд бывшего министра финансов на наиболее востребованную профессию в будущей России. «В ближайшие шесть лет нам потребуется в несколько раз больше программистов для процессов цифровизации всех отраслей, – уверен Кудрин. – Россия пока к этому не готова вообще... B 2024 г. в основном цифровизация ведущих отраслей должна быть завершена, и значит, надо прямо с сегодняшнего дня начинать в университетах решать эту проблему. Но университеты пока не почувствовали этого спроса, а предприятия не поняли, в какой мир они уже перешли, что через три-четыре года им будет нечего ловить».

Я не знаю, будут ли программисты в широком смысле этого слова самыми востребованными людьми, но проблема неготовности российского высшего образования к быстро изменяющемуся миру видна невооруженным глазом. Причем начинается все не в университетах, а в школе, которая очень медленно адаптируется к современным технологиям.

Плохая новость состоит в том, что поднять практически с нуля преподавание важнейшей профессии будущего в 150 университетах за пять лет невозможно. Однако есть и хорошая. Для России будет достаточно 10 технических университетов, в которых нужно поддерживать высочайший уровень технической оснащенности и преподавательского состава, чтобы получить заметное продвижение вперед в специалистах computer science, machine learning или data science. Возможно, нам будет достаточно даже Гарварда, Стэнфорда, Коламбии и пары MIT. Более того, за 0,8% ВВП, сконцентрировав усилия только на лучших российских университетах и избавившись в части из них от устаревших администраторов и профессоров, можно добиться невероятных результатов.

Автор – независимый обозреватель

Читать ещё
Preloader more