Мнения / Аналитика / Медиа и реальность
Статья опубликована в № 4798 от 18.04.2019 под заголовком: Приключения порохобота и зелибобы

Приключения порохобота и зелибобы в России

Нешуточные баталии между российскими сторонниками Петра Порошенко и Владимира Зеленского – знак того, как сильно в России соскучились по конкурентным выборам
Илья Клишин

Темой Украины, звучащей, как говорится, из всех утюгов, честно говоря, трудно удивить кого-то в сегодняшней России. Вот уже пять лет, с присоединения Крыма в 2014 г., хитросплетения киевской политики вместе со страданиями «жителей юго-востока» не пропадают из выпусков телевизионных и радионовостей и ток-шоу, не исчезают с первых полос газет и первых экранов сайтов и, конечно, из блогов.

Но за прошедшие годы значительно изменился эмоциональный контекст восприятия этих сообщений и сводок. Если сразу после эйфорической (для многих) весны 2014 г. любые обсуждения «хунты» и «карателей» провоцировали у участников дискуссий неподдельные и порой даже остро болезненные эмоции, то теперь на смену им пришли усталость, безразличие и апатия; и не только по этому вопросу, заметим в сторону.

Если вдруг вы не в курсе, обстрелы и перестрелки с обеих стороны «линии соприкосновения» в Донбассе продолжаются до сих пор. Но можете ли вы припомнить, когда последний раз в месиве новостного пространства вы действительно обращали на это внимание?

Медийное отображение президентских выборов на Украине именно потому и стоит особняком, что выбивается из этого общего замыленного давно контекста. Журналисты и пропагандисты делают все то же самое, не изобретая ничего принципиально нового, но вдруг это стало вызывать в сердцах граждан России самый настоящий живой отклик.

И это не просто желание почесать языками о чем бы то ни было: такое мы видали и раньше. Во время президентской кампании 2016 г. можно было наблюдать, например, как московский креативный класс как бы спорил, кто лучше – Хиллари Клинтон, Берни Сандерс или, чем черт не шутит, Дональд Трамп. Было так и с референдумом по Brexit и даже о статусе Каталонии.

Но как у Петра Первого были потешные полки, то были потешные политические баталии преимущественно в фейсбуке, относительно страшно далекие от среднестатистического россиянина.

Теперь же все не понарошку. С пеной у рта люди (подчеркнем: в России!) ведут споры в социальных сетях, стремительно переходя на личности и называя оппонентов «порохоботами» и «зелибобами». Это оскорбительные клички для сторонников двоих кандидатов, вышедших во второй тур выборов президента Украины – Петра Порошенко и Владимира Зеленского соответственно. (Забавно, что слово «порохобот» изначально вообще из лексикона российских «ботов», платных комментаторов. Так они называют своих непримиримых «коллег» с Украины – по косвенным признакам можно судить, что там за годы информационной и не только войны с Россией появились свои «фабрики троллей», чтобы, дескать, бить врага его же оружием, хотя прямых подтверждений этому, впрочем, пока нет.)

Словом, мы с вами являемся свидетелями удивительной медийно-оптической иллюзии. Миллионы жителей одной страны всерьез ведут себя так, как будто они пламенные сторонники кандидатов на выборах в соседней стране, и настолько сами в это верят, что готовы агрессивно нападать на людей из своей же страны, но из противоположного лагеря.

Означает ли это, что кремлевская пропаганда снова подобрала заветный ключик по украинской теме и играет на нужных струнах душ? Едва ли. Это куда больше похоже на механизм психологической компенсации. Жители России настолько истосковались по настоящим конкурентным выборам, в которых до конца не ясно, кто победит, что от отчаянья начинают болеть за украинских политиков.

Автор — диджитал-директор RTVI

Читать ещё
Preloader more