Доступ к переписке нарушает права человека - обмудсмен

Приказ Минкомсвязи о доступе оперативников к почтовой переписке вызвал протест у Владимира Лукина. Приказ обсуждается в пятницу на совещании в Генпрокуратуре.
Е.Стецко

Приказ Минкомсвязи о доступе оперативников к почтовой переписке вызвал протест у омбудсмена и обсуждается сегодня на совещании в Генпрокуратуре.

Вступивший в силу с 21 июля приказ министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева устанавливает требования к почтовым сетям при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Компании, имеющие лицензию на предоставление почтовых услуг, будут обязаны обеспечить доступ правоохранительных органов к данным об обработке почты (в том числе об отправителях и получателях), а также к самим почтовым отправлениям — письмам и посылкам. Это технический приказ, разработанный в развитие закона об оперативно-розыскной деятельности (ОРД, действует с 1995 г.), объяснял представитель Минкомсвязи.

Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин попросил Минюст провести повторную экспертизу этого приказа, отметив, что его отдельные положения не "соответствуют конституционным обязательствам правового демократического государства о признании и соблюдении прав и свобод человека и гражданина () и могут нарушать его права и свободы".

Начальник управления государственной защиты и прав человека в офисе омбудсмена Владимир Тамбовцев уточнил "Ведомостям", что есть три принципиальных момента в приказе, которые необходимо скорректировать. В приказе не говорится, какие именно органы, осуществляющие ОРД, могут использовать технические средства для изучения частной переписки и переговоров. Между тем, по закону об ОРД, право на это имеют только три органа - ФСБ, МВД и Госнаркоконтроль. Другие службы, осуществляющие ОРД - СВР, ФСО, ФСИН, ФТС, ГРУ Минобороны - могут это делать только заключив соответствующее соглашение с тремя вышеуказанными и только с использованием их технических средств.

Кроме того, из приказа следует, что оперативникам достаточно получить санкцию руководителей своих подразделений - по закону же должно быть решение руководства федеральной службы (министерства): снижение ранга чревато нарушениями прав и свобод. Наконец, отмечает Тамбовцев, ничего не сказано о том, на основании каких документов оперативники могут обращаться к оператору связи - по закону же они должны предъявить решение суда или, если дело неотложное, мотивированное решение руководителя компетентного органа или следователя. Без таких уточнений выйдет, что доступ к почте может получить любой оперативник, просто предъявив удостоверение.

По словам Тамбовцева, сегодня днем специально по поводу приказа Щеголева проводится совещание в Генпрокуратуре с участием коллег Лукина. Представитель Минкомсвязи Елена Лашкина сказала, что знает об этом совещании, на нем должны были и присутствовать сотрудники министерства. Лашкина напоминает: Минюст недавно подтверждал, что приказ Минкомсвязи не нарушил никаких законов.

28 июля министр юстиции Александр Коновалов, отвечая на вопрос журналистов, сказал, что эксперты Минюста не нашли прямых противоречий приказа действующему законодательству. "Если [его] содержание, сама субстантивная часть вызывает сомнение, то для разрешения этих сомнений есть один путь - судебный вплоть до Конституционного суда", - заявил Коновалов.