Статья опубликована в № 2492 от 24.11.2009 под заголовком: Получили урок

Главному российскому гаишнику Виктору Кирьянову грозит штраф

Начальнику ГИБДД Виктору Кирьянову и двум заместителям министров – образования и транспорта – грозит дисквалификация за незаконное ограничение конкуренции на рынке обучения вождению

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила вчера о возбуждении дела в отношении сразу трех ведомств – в согласованных антиконкурентных действиях подозреваются Минобрнауки, Минтранс и ГИБДД. Речь идет об установленных ими требованиях по техническому оформлению автошкол.

Письмо с новыми правилами Минобрнауки утвердило в декабре 2008 г., а Минтранс и ГИБДД его согласовали. От министерств документ подписали замминистра Исаак Калина и Сергей Аристов (соответственно), от ГИБДД – его начальник Виктор Кирьянов. По новым правилам, заработавшим с 1 июля, автошколы должны строить собственные автодромы со светофорами и железнодорожными переездами, технические требования к которым утверждаются ГИБДД.

Предъявлять такие требования к автошколам можно на основании закона или постановления правительства, а не ведомственного письма, которое даже не прошло регистрацию в Минюсте, говорит замначальника управления ФАС Сергей Абышев. По его словам, первыми с жалобой в ФАС обратились челябинские автошколы. Согласованный ведомствами порядок фактически ликвидирует конкуренцию на рынке услуг по обучению вождению, считает Абышев: стоимость автодромов с учетом их автоматизации – от 100 млн до 250 млн руб., большая часть затрат – на выкуп земли под автодром (около 2 га).

Главная проблема – участки, считает президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева: даже для приема экзамена на одну категорию прав нужно 0,7 га. В крупных городах автошколы позволить себе такие участки не могут, полагает она: в итоге площадки построят инвесторы, которые станут монополистами на рынке. Правда, сейчас, по словам Шутылевой, автошколы письмо игнорируют.

Представитель Минобрнауки отказался от комментариев, предложив «Ведомостям» обратиться за пояснениями в ГИБДД. Требования в письме законны, говорит представитель Минтранса. Представитель МВД не смог прокомментировать дело, предложив обратиться в отдел пропаганды ГИБДД (его телефоны вчера не отвечали).

Между тем подписавшие документ чиновники могут лишиться своих мест. В августе вступили в силу поправки в антимонопольное законодательство, позволяющие дисквалифицировать чиновников на срок до трех лет за ограничение конкуренции (раньше только за невыполнение предписания ФАС). Альтернативное наказание – штраф в 20 000–50 000 руб.

По словам Абышева, хотя письмо выпущено еще в декабре, чиновникам, подписавшим его, все же грозит наказание по новым правилам. «Это длящееся нарушение, у ФАС до сих пор нет фактов, что оно устранено», – объясняет Абышев.

На вопрос, как правительство относится к дисквалификации чиновников высокого ранга, пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков сказал, что правительство не участвует в комиссии ФАС, но, «насколько он понимает, новые требования предъявлялись не просто так, а в рамках мер по снижению смертности на дорогах». Чтобы подобные документы не появлялись, подписавшие их должны нести персональную ответственность, одной отмены таких писем недостаточно, уверен лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Итоговое решение о наказании комиссия ФАС примет 7 декабря, говорит Абышев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать