Минэкономразвития стало оптимистичнее на 1,4 процентных пункта

Минэкономразвития обещает российской экономике в 2010 г. темпы роста в 2,5–3%. Но есть и угрозы восстановлению страны после кризиса, среди которых – возможный всплеск безработицы
Bloomberg

Рост российского ВВП в 2010 г. составит 2,5–3%, заявил вчера замминистра экономразвития Андрей Клепач: «Общий прогноз на ближайшие годы выглядит более оптимистично, чем мы предполагали» (цитата по «Интерфаксу»). Пока в официальном прогнозе ведомство более скептично оценивает потенциал отечественной экономики – 1,6%, его уточненную версию оно внесет в правительство к 10 декабря.

Основным драйвером роста остается чистый экспорт, отметил Клепач. Конъюнктура внешних рынков улучшилась и налицо оживление в металлургии и нефтегазовой промышленности, согласен Владимир Тихомиров из «Уралсиба». Оптимизм растет во всем мире, отмечает Николай Кащеев из Сбербанка. ОЭСР в конце ноября повысила прогноз мировой экономики в 2010 г. с 0,7% до 1,9% и увеличила прогноз по России с 3,7% до 4,9%. Рост ВВП в 2010 г. может достигнуть 5,5%, допускает Тихомиров.

Отрасли, обеспечивающие внутренний спрос, также растут, заметил Клепач. Число растущих секторов увеличилось с девяти в марте до 30 в октябре, но их вклад в общую динамику невелик – менее 1%, отмечает Валерий Миронов из Центра развития ГУ-ВШЭ. По данным центра, до кризиса растущими были 75–85 секторов. Спрос увеличивается лишь в сегментах товаров широкого потребления, прежде всего продуктов питания и электротехники, отмечает Тихомиров.

Тенденция к повышению запасов улучшает динамику ВВП, отмечает Клепач, но инвестиционный спрос продолжает стагнировать. В 2010 г. восстановление будет «легким»: оно связано с ростом загрузки мощностей и не потребует существенных инвестиций, считает Тихомиров. Параметры роста в 2010 г. будут зависеть от уровня запасов, с которым экономика закончит 2009 г., уверен Миронов. По расчетам Центра развития, запасы были на 25% выше докризисного уровня в середине лета, а к январю могут и вовсе закончиться. «Тогда возможен отскок, связанный с пополнением запасов», – говорит Миронов.

Одним из главных рисков для экономики Клепач считает всплеск безработицы в конце 2009 г. – начале 2010 г. Число зарегистрированных безработных выросло на 0,7% с 18 по 25 ноября 2009 г. до 2,034 млн, сообщило Минздравсоцразвития. Общую безработицу на конец октября 2009 г. Росстат оценивал в 5,839 млн человек. На выходе из кризиса, когда компании расплатятся по госкредитам, сокращения могут активизироваться, уверен Тихомиров, но резкого всплеска безработицы он не ожидает: «Возможно увеличение с 7,7% до 8–8,5% в первой половине 2010 г.». Компаниям придется выбирать между сокращением сотрудников и их зарплат, считает Миронов.

Другой серьезный риск для роста российской экономики – разрыв между уровнем процентных ставок и рентабельностью компаний, говорит Клепач. Этот разрыв критичен для предприятий с точки зрения обслуживания большого объема частного долга в экономике, отмечает Тихомиров: «Высокая стоимость обслуживания кредитов будет сильно стопорить реальный сектор». По данным Банка России, внешний долг российских банков и компаний вырос в III квартале 2009 г. на $6,7 млрд до $441,2 млрд.

Разрыв процентных ставок и рентабельности сокращается, отмечает Кащеев. Но разница остается высокой – 4%, говорит Миронов: «Нужно банкротить неэффективные предприятия и расчищать балансы банков – только это снизит риски банковского сектора и простимулирует снижение процентных ставок».