Правительство ввело пошлину на нефть из Восточной Сибири

Правительство зря ввело пошлину на нефть из Восточной Сибири, считает Platts. Стремление увеличить доходы бюджета не позволит новому сорту сырья стать эталонным в Азиатско-Тихоокеанском регионе

У восточносибирской нефти есть все шансы стать новым ценовым эталоном для Азиатско-Тихоокеанского региона, предсказывал месяц назад директор по мировым рынкам Platts Хорхе Монтепеке. А вчера редактор Platts по рынку сырой нефти Валид Курди констатировал, что новая марка скоро может утратить завоеванные позиции.

Сейчас нефть в Восточной Сибири добывают три компании: «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и ТНК-BP. Их представители отказались от комментариев.

Нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) был запущен в декабре прошлого года. Но добываемый в Восточной Сибири сорт нефти ESPO тут же стал популярным на азиатском рынке. За полгода танкерные поставки выросли более чем на 55%. На июль законтрактовано, по данным Platts, 1,4 млн т.

ESPO можно было бы продавать дороже, говорит он. Но нефтяники дают дополнительные скидки из-за того, что это новый сорт нефти, к тому же он не облагается пошлиной. Дисконт достигает $0,5–1,4 за баррель по сравнению с нефтью марки Oman – основного конкурента российского сырья на азиатском рынке, подсчитало Platts. Но с 1 июля правительство введет вместо нулевой пониженную пошлину на восточносибирскую нефть. Это может привести к тому, что компании предпочтут не поставлять ESPO в Азию, а продавать большую ее часть на внутреннем рынке или вовсе в Европу через черноморские порты.

Сейчас при экспорте каждого барреля нефти ESPO нефтяники зарабатывают $70, при том что в случае экспорта в Европу сорта Urals компаниям остается только $18, говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов. С 1 июля доход снизится более чем вдвое до $30 за баррель (при текущей цене), подсчитал он. Так что и скидка может остаться, рассуждает он. А вот при отмене нулевого НДПИ доходность западных и восточных поставок примерно сравняется, и компании действительно могут уйти из ВСТО.

Отказ от льгот действительно может ударить по популярности смеси ESPO, говорит менеджер нефтяной компании. Но дело не в дисконте, а в объемах. Чтобы новому сорту стать эталонным, нужны большие продажи, объясняет нефтяник. А если не будет льгот, компании откажутся инвестировать в добычу в регионе и экспорт ESPO не вырастет. С этим согласен и сотрудник одной из компаний, работающих в регионе.

Чтобы сорт стал новым ценовым маркером, продажи нефти должны быть не меньше 500 000 баррелей в день, а еще лучше – более 1 млн баррелей (около 50 млн т в год), говорил Монтепеке. А на такую мощность трубопровод ВСТО выйдет не раньше 2012 г.

Чиновники при обсуждении пошлин о популярности сорта ESPO не задумывались, признался сотрудник одного из профильных федеральных ведомств.