Как Путин и Сечин воплотили идею Ходорковского

Уникальная для России сделка между "Роснефтью" и ВР - триумф премьер-министра Владимира Путина. Патронируемая премьером "Роснефть" станет крупнейшим акционером британской ВР и будет вместе с ней разрабатывать шельфовые месторождения с огромными запасами. Путин во главе сделки стоимостью $7,8 млрд важно сообщает: «Такая работа, конечно, потребует многомиллиардных инвестиций, десятков миллиардов долларов и привлечения самых передовых технологий». Казалось бы, достойный ответ тем, кто ставит Россию на 10-е место в мире по растущим политическим рискам для ведения бизнеса, а российских чиновников – в «черные списки» тех, кому въезд в Европу заказан.

 

Идея обмена акциями принадлежала вице-премьеру, председателю совета директоров «Роснефти» Игорю Сечину, рассказал газете Wall Street Journal гендиректор ВР Роберт Дадли. Только вот идею то как раз Сечин позаимствовал у другого человека – бывшего главы ЮКОСа, а ныне заключенного Михаила Ходорковского. За две недели до сделки суд вынес Ходорковскому новый приговор – 13,5 лет тюрьмы.

Примерно за полгода до своего ареста в 2003 г. Ходорковский, первый из российских бизнесменов, начал вести переговоры сразу с двумя крупными международными компаниями ChevronTexaco и ExxonMobil о продаже им блокпакета акций объединенной "ЮКОС-Сибнефти". Взамен "ЮКОС-Сибнефть" должна была получить пакет акций иностранной компании.

По версии соратников Ходорковского, именно переговоры с иностранными компаниями и довели бизнесмена до тюрьмы. «В Вашингтоне руководитель Exxon сказал Путину, что американская компания заинтересована в покупке контрольного пакета «ЮКОСа» после того, как тот поглотит «Сибнефть». – рассказывал «Ведомостям» еще в 2005 г. один из бывших сподвижников Ходорковского Леонид Невзлин. – Сам Ходорковский пребывал в уверенности, что Кремль санкционировал сделку, а Путина убедили, что Ходорковский его обманывает».

В итоге сделку Ходорковскому до конца довести не удалось: бизнесмена посадили в тюрьму, "Сибнефть" досталась «Газпрому», а почти все активы ЮКОСа – «Роснефти». Но идею Ходорковского Путин не только не позабыл, теперь он успешно воплотил ее в жизнь только с другой, близкой ему нефтяной компанией.