Адвокат Лужкова ожидает для него предложения стать сенатором

Перед допросом бывшего мэра его адвокат Генри Резник предположил, что Лужков может стать членом Совета Федерации, но не уточнил, от какого региона
Д. Гришкин

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков, возможно, станет членом Совета Федерации. Эту перспективу не исключил адвокат Лужкова Генри Резник, отвечая на вопросы журналистов у здания следственного департамента МВД, куда бывший градоначальник прибыл 15 ноября для беседы со следователем. "А станет ли Лужков членом Совета Федерации, - очень даже может быть", - цитирует ИТАР-ТАСС слова адвоката. Какой регион Лужков может представлять в Совфеде, Резник не уточнил. Заявление адвоката прозвучало на фоне обострения "медиавойны" между Лужковым и Кремлем.

Сам Лужков к журналистам не подходил, а в здание в Газетном переулке прошел с черного входа, сообщил корреспондент радиостанции "Свобода". Резник вышел к представителям СМИ в 11.00 и сказал: "Лужков уже находится в здании, настроение у него мажорное". По оценке адвоката, допрос может продолжаться до 15.00, а также будут повторные вызовы к следователю. Он пояснил, что следствие работает с большим объемом документов - "приказов, распоряжений и т. д." - и процесс будет длительным.

Ранее сообщалось, что Лужкова хотят допросить по двум делам, связанным с Банком Москвы: о покупке пакета акций Банка Москвы на 15 млрд руб. и о кредите для компании ЗАО "Премьер эстейт". В интервью "Московскому комсомольцу" бывший мэр рассказал, что документы по выкупу правительством Москвы 75% допэмиссии акций Банка Москвы он изучил.

В МВД подозревают, что большая часть полученных от города бюджетных средств была направлена на кредит для малоизвестного и мелкого ЗАО «Премьер эстейт», которое, в свою очередь, расплатилось ими с Еленой Батуриной за земельные участки. Летом 2009 г. Батурина продала 58 га земли на юго-западе Москвы, чтобы досрочно погасить часть кредитов своей компании «Интеко». Участок был оформлен на ООО «ТД «Раменская», 95% которого принадлежало Батуриной (еще 5% — ее заместителям), это ООО и было продано вместе с землей.

Выводы следствия Лужков назвал "полной ерундой и чушью": "Выкуп допэмиссии никак не связан с кредитом, выданным банком "Премьер эстейт", это абсолютно разные сделки, причем решение о допэмиссии принимало даже не правительство Москвы, его принимала Мосгордума",- заявил экс-мэр.

Резник, беседуя с журналистами, исключил возможность, что Лужков может быть переквалифицирован следствием из свидетелей в обвиняемые. "Это не "дело Лужкова", это "дело Банка Москвы", поэтому как он может быть привлечен в качестве обвиняемого?" - сказал адвокат.

Допрос бывшего мэра должен был состояться еще 28 октября, но Лужков в это время находился за рубежом. Он вернулся в Москву 9 ноября и заявил, что скрывать ему нечего и обвинять его не в чем. Жене же он запретил возвращаться в Россию, потому что "нет никаких гарантий в том, что она сможет вернуться обратно к детям".

В конце октября следственный департамент МВД сообщил, что Елену Батурину вызывали для дачи свидетельских показаний неоднократно, к примеру, 25 февраля 2011 г., 4 марта 2011 г., 8 апреля 2011 г., но в ответ на повестки следователь каждый раз получает ответы из ЗАО "Интеко" о нахождении Батуриной за пределами России. В СД МВД не исключили, что могут принять "исчерпывающие меры для проведения необходимых следственных действий с ее участием, в том числе с использованием возможностей Интерпола" и даже обратиться за помощью в компетентные органы Великобритании и Австрии.

Сама Батурина в интервью "РИА Новости" заявила следующее: "Ситуация напоминает развитие худших традиций сталинских времен: "жена врага народа", "дети врага народа" и т. д. С апреля, как отмечает и сам СК (Следственный комитет, вероятно, имеется в виду СД МВД. - Ред.) в своем заявлении, в моей явке необходимости не было, но сейчас вдруг срочно она потребовалась". Она отметила, что вызовы на допрос совпали по времени с тем, как ее муж раскритиковал действия "текущей власти".

Лужков согласен, что ситуация обострилась после его интервью "Свободе" от 19 октября. Он сказал "Московскому комсомольцу", что многие отговаривали его от возвращения в Москву, предполагая, что из свидетеля он превратится в обвиняемого и не сможет выехать из России. Бывший мэр заявил, что не мог не вернуться, хоть и осознает последствия. Критические заявления Лужкова в адрес президента Дмитрия Медведева чередовались с ответами из Кремля. Так, руководитель администрации президента Сергей Нарышкин сообщил, что прошлогоднее решение президента отправить Лужкова в отставку было обусловлено двумя причинами. "Это, во-первых, крайне неэффективное управление городом и, во-вторых, запредельный уровень коррупции, допущенный Лужковым и его окружением", - сказал чиновник. Бывший мэр подал на Нарышкина в суд.