Головным исполнителем гособоронзаказа сможет быть только российское юрлицо

Депутаты предлагают разрешить выполнять гособоронзаказ только российским юрлицам и запретить импорт комплектующих для пошива формы. Это нереализуемо на практике, полагают эксперты
М.Стулов/ Ведомости

Поправки ко второму чтению законопроекта «О гособоронзаказе» внесла группа депутатов во главе с единороссами, председателем комитета по экономполитике Игорем Руденским и членом комитета Еленой Паниной. Суть поправок – помочь отечественному производителю и заставить Минобороны и других госзаказчиков закупать российскую продукцию, а также улучшить состояние предприятий, выполняющих гособоронзаказ. По словам Руденского, поправки проходят согласование с правительством и поддержка с его стороны есть. Законопроект был принят в первом чтении летом и второе пройдет до конца года, сообщил чиновник правительства.

Депутаты предлагают определить, что головным исполнителем гособоронзаказа может быть только российское юрлицо, обладающее на территории России производством и людскими ресурсами. Законодатели поясняют, что это направлено специально на поддержку швейной и обувной промышленности, где головной исполнитель – это обычно посредник, размещающий заказ на предприятиях с низкой для производителей рентабельностью или импортирующий изделия и комплектующие. Также поправки предлагают запретить импорт комплектующих и материалов для пошива формы и обуви для армии, ссылаясь на американский опыт, где вся обувь для Пентагона должна производиться в США.

В трехлетнем бюджете на 2013–2015 гг. планируется закупка обмундирования только для Минобороны на сумму 40 млрд руб. Крупнейшим поставщиком является «БТК групп», президент которой Таймураз Боллоев оценивал в интервью «Ведомостям» долю своей компании в этих поставках в 30%. По словам бывшего чиновника Минобороны, запретить импорт можно, но он все равно будет, поскольку в России не производятся в должном количестве и по приемлемым ценам необходимые материалы.

Депутаты также предлагают установить в законе о гособоронзаказе норму рентабельности для его исполнителя в 15%, а авансирования – в 40%. Сейчас Минобороны и так устанавливает рентабельность для головных исполнителей в 20%, говорит чиновник правительства, и старается авансировать гособоронзаказ на уровне 40% и выше. Но фиксировать это в законе бессмысленно, потому что экономическая конъюнктура может измениться и управлять ею с помощью норм закона невозможно.

Принятие поправок формально запретит импорт не только комплектующих к одежде, но и остальной продукции военного назначения вплоть до вооружений, обращает внимание военный эксперт Константин Макиенко. Вряд ли с этим согласится и новое руководство Минобороны – жесткое регулирование импорта необходимо, но полный запрет неосуществим.