Президенты Белоруссии и Казахстана представили разные концепции будущего Евразийского союза

Alexei Nikolsky/ AP

Сегодня в Кремле на саммите Высшего Евразийского экономического совета президенты России, Казахстана и Белоруссии обсудили ход согласования договора о создании Евразийского экономического союза, который должен заработать с 1 января 2015 г.

«Теперь, когда подготовка первой части проекта договора [о Евразийском союзе] практически завершена, нужно сосредоточить усилия на содержательном наполнении функциональной, или, как ее еще называют, отраслевой части», - оптимистично начал заседание с участием коллег из Белоруссии и Казахстана президент Владимир Путин.

Однако из слов белорусского президента Александра Лукашенко и бессменного президента Казахстана Нурсултана Назарбаева следовало, что работы предстоит еще немало. «Несколько чувствительных позиций не были согласованы на экспертном уровне», - указал Лукашенко. «Все еще сохраняются некоторые разногласия как по институциональной, так и по функциональной частям нашего договора», - дополнил Назарбаев, выступавший третьим на открытой для прессы части (цитаты по сайту Кремля).

Лукашенко перечислил пять принципов, на которых настаивает Белоруссия: создаваемый союз должен быть международной организацией, компетенции государств, реализуемые в формате согласованной политики, должны быть четко прописаны, акты высшего и межправительственного советов союза должны быть не политическими документами, а обязательными для всех нормативными актами. Также, указал Лукашенко, снова встал вопрос о расположении органов союза и о кадровых квотах: «Не выполняются решения предыдущего саммита: директора департаментов ЕЭК [евразийский экономической комиссии] и их заместители должны быть из разных государств - воз пока и ныне там, и это мешает нам в подготовке договора».

Представители Казахстана на протяжении всего времени переговоров о союзе не скрывали, что считают правильным расположить уставные органы в Астане. Назарбаев поддержал белорусского коллегу в части претензий по кадрам. Предложение Лукашенко наделить высший совет на уровне глав государства наднациональными полномочиями, обязательными для всех государств, Назарбаев назвал неприемлемым. Он также призвал не политизировать создаваемый союз - «мы строим экономический союз, поэтому задача комиссии не включать в договор положения, выходящие за пределы экономической интеграции». Это вопросы охраны границ, миграционная политика, система обороны, перечислил казахстанский лидер.

Путин подтвердил готовность России работать по всем перечисленным вопросам. В действующем договоре о коллегии девять человек по три из каждой стран, они принимают решения голосованием, а на уровне сотрудников комиссии представленность привязана к рынку труда, соответственно, большее число мест занимают россияне, за ними граждане Казахстана и Белоруссии.

Предыдущая встреча президентов в формате «тройки» прошла в октябре в Минске. На ней Лукашенко и Назарбаев также предъявили России ряд претензий и обвинили ее в политизации работы. Назарбаев говорил, что российские члены коллегии принимают участие в заседаниях правительства России, получают соответствующие установки, хотя согласно договору комиссия, члены коллегии неподотчетны никакому из наших правительств.

Претензии Назарбаева и Лукашенко были поданы к проекту договора, видимо, договориться не удалось, поэтому они решили вынести их в публичную плоскость, говорит политолог Алексей Власов.

Обеспокоенность Казахстана и отчасти Белоруссии передачей полномочий на наднациональный уровень объясняется особенностью политических систем, объясняет замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин: в этих двух странах абсолютно все полномочия сосредоточены в руках президентов, поэтому им трудно делегировать их кому-то. Однако не делегируя полномочия страны не смогут воспользоваться всеми преимуществами, указывает Жарихин. Входя в наднациональный орган, государства, наоборот, на коллективной основе обретают всю полноту суверенитета, ранее говорила министр Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая.

По мнению Власова, Казахстан будет твердо стоять на отстаивании принципа неполитизации работы союза, однако в части определения компетенций с ним можно будет выйти на решения. Однако эти согласования могут затянуть процесс разработки договора, уже понятно, что уложиться в график чиновники вряд ли смогут, считает Жарихин.

В саммите также приняли участие президенты Армении и Киргизии Серж Саргсян и Алмазбек Атамбаев, премьер-министр Украины Николай Азаров. Украина - наблюдатель в Таможенном союзе. Вчера был утвержден план мероприятий по присоединению Армении к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. На вступление Армении может потребоваться до полугода, заявил вице-премьер Игорь Шувалов. По присоединению Киргизии «дорожная карта» согласована не была.

По мнению Жарихина, слышавшего все разногласия среди президентов, Азарова перспектива сближения с «тройкой» не должна пугать: как опытный управленец, он должен понимать, что когда решение принимается без споров и мгновенно, понятно, что никто его выполнять не собирается, а присутствие дискуссии означает, что у всех членов есть возможность влиять на принимаемые решения и отстаивать позиции.