Проект «закона о забвении» исправлен ко второму чтению

Комитет Госдумы согласился исключить норму об обязанности поисковиков удалять ссылки на устаревшую информацию
Комитет Госдумы по информационной политике в пятницу рекомендовал нижней палате принять во втором чтении так называемый законопроект «о праве на забвение»/ М. Стулов/ Ведомости

Комитет Госдумы по информационной политике в пятницу рекомендовал нижней палате принять во втором чтении так называемый законопроект "о праве на забвение". Он согласился исключить из документа норму об обязанности поисковиков удалять ссылки на достоверную, но устаревшую информацию (которой более трех лет).

Вместо этого вводится понятие "неактуальной информации", ссылки на которую поисковик также должен будет удалять по запросу заявителя. Исключение составят сведения о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний.

"Хотел бы прокомментировать публикации в СМИ о том, что Госдума что-то уступила отрасли. Мы не уступали, мы вместе с отраслью делали его удобным и применимым", – отметил председатель комитета по информполитике Леонид Левин.

На законопроект поступило 32 поправки, 14 комитет рекомендует принять и 18 – отклонить. Устранено понятие "достоверности", введено понятие "неактуальность", позволяющее удалять неточную, некорректную информацию. Уточнены обязанности поисковых систем удалять ссылки по поиску, необходимо указывать фамилию, имя и отчество заявителей. Предоставлено право поисковиков запрашивать удостоверение личности. Исключены изменения ст. 152 Гражданского кодекса, уточнено понятие вида поисковых систем. Без изменений осталась норма о сохранении запрета на закрытие информации.

На прошлой неделе представители российских интернет-компаний обсудили с членами комитета Госдумы по информационной политике поправки в законопроект о «праве на забвение».

В заключении Правового управления Госдумы на законопроект говорилось, что понятие «неактуальная информация о гражданине» неясно. «По нашему мнению, если информация утратила значение для заявителя, это не значит, что она утратила значение для других лиц и общества в целом, в связи с чем попытка ограничения свободного распространения такой информации может привести к нарушению конституционных прав других лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», – отмечалось в заключении.

Отрасль не приняла поправки по сроку вступления в силу с 1 января 2016 г. и подсудности. Отдельно предлагалось ввести Роскомнадзор как посредника между заявителем и поисковиком, но это излишнее, рассказал Левин. "Сроки считаем реалистичными, у одного из поисков есть опыт разработки формы заявителя", – подчеркнул он.

Минкомсвязи выступает против основных формулировок этого законопроекта. По словам замминистра связи Алексея Волина, любая информация или ссылки на нее могут быть удалены только по решению суда и только в том случае, если суд признает эту информацию не соответствующей действительности. Все остальное не имеет смысла: человек должен отвечать за то, что он сделал в жизни, считает Волин.