Москва перевела Библиотеку украинской литературы из культуры в нацполитику

Учреждение работает, но осталось без телефонной связи, директора Наталью Шарину могут арестовать 30 октября
Директора библиотеки могут арестовать 30 октября/ Е. Разумный/ Ведомости

Мэрия Москвы передала Библиотеку украинской литературы из ведомства департамента культуры Москвы в ведомство департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма столицы. Как сообщает ТАСС, такое распоряжение мэра Сергея Собянина опубликовано на сайте горадминистрации. Оно вступит в силу с 1 января 2016 г.

Основными целями ГБУК "Библиотека украинской литературы", согласно распоряжению, устанавливаются библиотечно-информационное обслуживание населения документами и литературой на украинском языке, а также их учет, комплектование, хранение и использование.

28 октября в библиотеке прошли обыски. Директор учреждения Наталья Шарина задержана. Как сообщает СКР, против нее возбуждено уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 282 УК (возбуждение национальной ненависти и вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Следствие будет добиваться ее ареста. По информации источника ТАСС, вопрос о мере пресечения будет решаться 30 октября. О наличии в  библиотеке литературы, признанной экстремистской, комитету  сообщил муниципальный депутат района Якиманка от «Справедливой России» Дмитрий Захаров. Об этом он сам рассказал РБК.

По версии следствия, в 2011-2015 гг. Шарина, являясь должностным лицом, "в нарушение Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» распространяла среди посетителей книжные издания Дмитро Корчинского, признанные судом экстремистскими материалами и запрещенными к использованию". В ходе обыска в библиотеке была "изъята печатная продукция, содержащая призывы к антироссийской и антирусской пропаганде", сообщал представитель СКР Владимир Маркин. После обыска библиотека в четверг работала в нормальном режиме, сообщила "РИА Новости" сотрудница учреждения. По ее словам, телефоны библиотеки не отвечают, потому что при обыске был изъят сервер, непосредственно связанный с телефонными линиями.

Также обыски прошли дома у Шариной и у сопредседателя организации "Украинцы Москвы" Валерия Семененко. У них всего изъято 150 книг и брошюр, а также 20 системных блоков и пять ноутбуков, сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах. Семененко уже допрашивали как свидетеля. 

В списке запрещенной за экстремизм литературы на сайте Минюста значится одна книга Корчинского, запрещенная по решению Мещанского суда от 14 марта 2013 г. ТАСС напоминает, что Дмитро Корчинский состоял в рядах УНА-УНСО (запрещена в России). В отношении него в России расследуется несколько уголовных дел. В частности, он подозревается в участии в боевых действиях против федеральных сил в 1994-1995 гг. в Чечне на стороне Шамиля Басаева и Хаттаба, а также в осуществлении публичных призывов к терроризму - войне против Крыма. "Коммерсантъ" напоминает, что в 2005 г. он проводил инструктаж по борьбе с «оранжевой революцией» для членов движения «Наши» на Селигере, а также входил в совет Международного евразийского движения Александра Дугина, но в 2007 г. покинул его «в связи с антиукраинской деятельностью организации». Сейчас возглавляемая Корчинским организация "Братство" в России запрещена решением Верховного суда от 17 ноября 2014 г.

Как передает УНИАН, Шарина сообщила, что у нее дома, в частности, было издание, посвященное Голодомору 1932-33 гг. на Украине, книга Оксаны Забужко, состоящая из европейских, украинских и американских исследований, несколько экземпляров газет от 2011 г., грамоты с благодарностью от президентов Украины Виктора Ющенко и Виктора Януковича, а также премьер-министра Николая Азарова. По словам Шариной, в читальном зале и в абонементе библиотеки в результате обыска не было обнаружено запрещенной литературы, однако изымались книги о Степане Бандере и ОУН-УПА из спецхранилища, причем ни одна из этих книг не значится в списке экстремистских материалов. Директор также сообщила об изъятии детского журнала "Барвинок", в котором оперативники "увидели флаг "Правого сектора" (запрещенная в России организация).

Сам Корчинский заявил “Коммерсанту”, что новость о задержании директора библиотеки в Москве его «огорошила», пошутил, что запрет его книг означает признание его как автора, и пообещал, что свяжется с украинским консульством, чтобы помочь организовать защиту Шариной.

Заведующая отделом комплектования библиотеки Татьяна Мунтян заявила УНИАН, что при обыске в учреждение "подбросили книги, которые были изъяты во время первого обыска, еще в декабре 2010 г., которые в библиотеку не возвращали". Она показала документ о том, что издание Дмитрия Корчинского, которое, по утверждению СКР, изъяли при обыске, было изъято еще в 2010 г. и не возвращалось в библиотеку.

В Московском городском библиотечном центре "Коммерсанту" сказали, что разбираются в ситуации. «Проверки явились для нас полной неожиданностью, и мы, к сожалению, не в курсе всей ситуации относительно обыска. В данный момент мы разбираемся с ней»,— сказал представитель центра. Директор Российской государственной библиотеки Александр Вислый напомнил ТАСС, что библиотеки сами должны убирать из общего доступа книги, признанные экстремистскими, и следить за списком на сайте Минюста, само министерство никого об этом не извещает. В Ленинке, по его словам, отслеживанием решений о признании материалов экстремистскими занимается "специальный человек". Вислый считает, что если работа по удалению экстремистской литературы из общего доступа в библиотеке не налажена, то это вина руководства библиотеки, а если налажена, но где-то не уследили, то нужно конкретно разбираться, кто виноват, почему не уследили.

По его мнению, определить конкретную меру вины директора библиотеки в данном случае будет очень сложно. "Если будет сказано, что он злостно не хотел ничего делать в этом направлении, - то, да, вина есть. А если просто не уследил, то такая мера, как арест, конечно, избыточна", - считает Вислый и добавил, что лично не знаком с Шариной.

Директор центра "Сова" Александр Верховский напомнил "Коммерсанту", что обыски в Библиотеке украинской литературы проводились и вскоре после оранжевой революции, тогда прокуроры изымали "исторические труды украинских националистов, публикации о Голодоморе и прочие тексты в таком духе, вполне академические". "Я помню, как была перепугана руководитель библиотеки", — сказал он. Верховский также напомнил, что на семинаре в Исторической библиотеке, в котором участвовали руководители библиотек, правозащитники и сотрудники силовых структур, представители прокуратуры заявляли, что библиотекари обязаны избавляться от любой литературы, оказавшейся в списке экстремистских материалов Минюста.

"Это не вопрос повестки дня Кремля", - приводит ТАСС комментарий по ситуации пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова.