Статья опубликована в № 4394 от 28.08.2017 под заголовком: Конкуренция – это опция

Прокремлевские эксперты обосновали ненужность конкуренции

Это не признак выборов, а лишь опция, считает Фонд развития гражданского общества
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Конкуренция – не квалифицирующий признак выборов, а только опция, считают авторы доклада о выборах губернаторов и мэров 2017 г., подготовленного близким к Кремлю Фондом развития гражданского общества (ФоРГО).

Легитимность важнее

С 2012 г. в 67 регионах прошла 71 губернаторская кампания и лишь 10 из них были конкурентными, а подавляющее большинство прошло по «референдумному» сценарию, говорится в докладе. В 2017 г. «некий конкурентный потенциал» эксперты отмечают лишь в двух регионах: врио главы Карелии Артуру Парфенчикову противостоит лидер местной «Справедливой России» Ирина Петеляева, а против врио губернатора Кировской области Игоря Васильева выдвинут первый секретарь обкома КПРФ Сергей Мамаев. Победы оппозиционеров авторы доклада не ожидают, но не исключают, что Петеляева способна сбить результат Парфенчикова до самого низкого среди всех врио результата в 53–55%.

По сравнению с 1990-ми и 2000-ми конкуренции на губернаторских выборах в последние пять лет стало намного меньше, признает ФоРГО, при этом во многих регионах «конкурентный потенциал кампаний сокращался целенаправленно» – посредством различных сделок (когда «нежелательные» кандидаты номинировались в Совет Федерации) или через манипуляции с муниципальным фильтром. Но в 2012–2016 гг., когда существовала установка властей на повышение легитимности выборов, ряду оппозиционеров удалось этот фильтр преодолеть либо самостоятельно, либо с помощью губернаторов и единороссов, напоминают эксперты, приводя в пример Алексея Навального на выборах мэра Москвы – 2013 г.

В этом году в выборах не смогли участвовать еще трое потенциально сильных оппозиционеров: коммунист Вячеслав Мархаев (Бурятия) и мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман (Свердловская обл.) не получили от властей помощи в преодолении фильтра, а в Севастополе оппонент губернатора Олег Николаев назначен директором «Корпорации развития Севастополя». При этом в Бурятии два малоизвестных кандидата легко преодолели фильтр, отмечают эксперты. Они призывают провести «реновацию» фильтра, в частности, освободив от сбора подписей кандидатов партий, представленных хотя бы одним депутатом в 25% муниципалитетов региона. И злоупотребления ограничением конкуренции, и ее «искусственное выращивание» одинаково сомнительны, считают авторы доклада.

При этом у сокращения конкуренции есть и объективные причины: например, губернаторские посты стали менее привлекательны для бизнеса, так как губернаторы больше не «полусуверенные хозяева» территорий, отмечает ФоРГО. Кроме того, из-за близости президентских выборов многие серьезные партии и политинвесторы считают участие в региональных кампаниях «избыточным и даже рискованным», объясняют эксперты. По их подсчетам, в 10 из 16 выборных регионов либо отсутствует почва для конкуренции, либо потенциальные конкуренты «пропускают ход» (как КПРФ в Марийской республике). Впрочем, выборы остаются выборами, даже если заранее известно, кого изберет большинство, убеждены авторы доклада. Возможность выбрать из нескольких вариантов не сводится к возможности проголосовать за одного из кандидатов: избиратель может не прийти на выборы или проголосовать против всех (если такое право ему дано законодателем), поясняют они. «Референдумные» кампании часто проводились в 1990-е гг. и их «выборная сущность» не оспаривалась, напоминают эксперты. По их мнению, главная цель выборов – «связать народ (конституционный источник власти) и ее непосредственных носителей».

Настоящие квалифицирующие признаки выборов – это соблюдение установленной законом процедуры, фактическая легитимность (т. е. признание итогов кампании ее участниками и населением) и явка – она должна быть естественной, но ее динамика должна быть устойчиво положительной, пояснил «Ведомостям» руководитель ФоРГО Константин Костин, советник на общественных началах первого замруководителя администрации президента Сергея Кириенко.

Кризис системы

Член совета директоров близкого к Кремлю ЭИСИ Глеб Кузнецов с Костиным не согласен: выборами является то, что соответствует юридически закрепленной процедуре в смысле выдвижения, организации агиткампании и подсчета голосов. «Безусловной характеристикой является легальность, остальное – от лукавого», – считает он. Выборы перестают быть выборами, если переписывают протоколы голосования или массово подкупают избирателей, говорит эксперт: «Поэтому набор требований к настоящим выборам представляется мне странной игрой ума, политологической схоластикой. К примеру, та же набившая оскомину явка: нет хорошей явки и плохой, сколько людей пришло на выборы без принуждения – столько и составляет «хорошая явка»». В противном случае возникает множество вопросов: хороша ли явка в Туркмении, в Бразилии, где участие в выборах обязательно, или на выборах в Европарламент, где в ряде стран она составляет 20–30%, поясняет Кузнецов.

Перечисленных Костиным характеристик настоящих выборов недостаточно: он играет на культе закона, но избирательные законы должны быть соотнесены с международными стандартами, отмечает эксперт по выборам Аркадий Любарев. Конкуренция необходима не только избирателям, которым иначе неинтересно в них участвовать, но и власти – это лучший способ коммуникации с людьми, чтобы видеть, какие программы поддерживаются, и своевременно корректировать политику, поясняет эксперт. По его мнению, определенный резон в рассуждениях ФоРГО о снижении интереса к губернаторским постам есть, но главная причина сокращения конкуренции не в этом – у сильных кандидатов нет возможности даже выйти на выборы: они либо не допускаются с помощью фильтра, либо выбывают на более ранних стадиях (в результате сделок).

У избирателя должен быть реальный выбор между кандидатами с разными программами, иначе сложно назвать это конкуренцией и выборами, говорит сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц. Анализ результатов выборов последних лет свидетельствует о кризисе избирательной системы, считает он: как правило, отрыв победителей от кандидатов, занявших вторые места, очень велик – значит, реальных кандидатов к выборам не допускают, зато фильтры проходят те, кто не имеет поддержки избирателей. В целом после возвращения губернаторских выборов произошло и качественное, и количественное сокращение всех показателей, по которым оценивается качество кампаний, в частности резко сократилась вероятность второго тура: если в 2001–2005 гг. вторым туром завершились 29 кампаний, то в последние годы – лишь одна, указывает Мельконьянц.

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Читать ещё
Preloader more