США попытаются изменить политику России на востоке Украины

Но у Белого дома нет для этого реальных рычагов, считают американские эксперты
США и Россия оценивают ситуацию в Донбассе со слишком разных точек зрения / Maxim Zmeyev/ Reuters

В Вашингтоне всерьез изучают возможность поставок летального оружия Украине, но окончательное решение примет президент Дональд Трамп, сообщил в интервью Financial Times спецпредставитель США по Украине Курт Волкер. По его словам, отношения России и США важны, но их «искалечит эта проблема на Украине». У России есть войска на востоке Украины и их нужно вывести, заявил Волкер: «Сейчас администрация озабочена тем, продолжить ли нам отказываться от этой темы, как это делал Барак Обама, или измениться. Никаких новых решений еще не принято, но на самом высоком уровне люди очень серьезно этим вопросом занимаются». Заявления Волкера перечеркивают последние надежды Москвы на улучшение отношений с США после избрания Трампа, полагает газета.

По данным американских СМИ, военные США допускают поставки на Украину противотанковых ракет, систем ПВО и других вооружений. До сих пор США поставляли Украине нелетальное оружие и снаряжение, в том числе разведывательные беспилотники, приборы ночного видения, артиллерийские радары и внедорожники. Поставки оборонительного оружия Киеву поддерживает глава Пентагона Джеймс Мэттис, который 24 августа в ходе визита на Украину обещал по возвращении в Вашингтон представить Трампу конкретные рекомендации. В Пентагоне на запрос «Ведомостей» в понедельник не ответили. Ранее в августе пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков отказался комментировать возможность поставок американского оружия Украине, сославшись на то, что это «гипотетические рассуждения».

Важная фигура

Курт Волкер – одна из главных фигур по отношениям с Москвой в Белом доме, который покинули Майкл Флинн и Стивен Бэннон, настроенные к России более примирительно, отмечает FT. 21 августа Волкер встретился в Минске с помощником Путина Владиславом Сурковым, который назвал переговоры «полезными и конструктивными».

Поставки летальных вооружений на Украину не переломят ситуацию, а являются скорее инструментом политического пиара, убежден директор Центра стратегического прогнозирования Атлантического совета (Вашингтон) Мэтью Барроуз. Даже Барак Обама наложил на подобное предложение вето, и Трамп определенно сделал бы то же самое, если бы не был ослаблен, говорит он: «Вашингтон сам уничтожает имеющиеся у него инструменты влияния на Россию. Обвинения ее во вмешательстве в американские выборы и новый закон об ужесточении санкций уже ослабили Трампа, а если еще и летальное оружие пошлют на Украину, то Кремль вообще решит, что с Трампом не стоит даже связываться, потому что сам он ничего не решает». Многие в американском истеблишменте так и думают: чем хуже – тем лучше, только жесткость заставит Кремль уважать США и только благодаря ей он откажется от поддержки сепаратистов в Донбассе, поясняет эксперт. Особенно осложняет положение Трампа то, что и госдепартамент, и Пентагон выступают за поставки вооружений, добавляет Барроуз: «Если бы хотя бы госдеп замешкался, то у Трампа появилась бы возможность использовать межведомственные разногласия как отговорку, чтобы ничего не подписывать».

Тема Украины всплыла снова, потому что в ближайшем кругу советников Трампа теперь стало больше ястребов, считает замдиректора Института Кеннана (Вашингтон) Уильям Померанц: «В личной иерархии Трампа больший вес имеет определенная группа генералов, а не дипломаты или советники. Эта группа отказывает Москве в презумпции невиновности и сначала хочет увидеть конкретные шаги с ее стороны на Украине, а уже потом смягчать тон». При этом возможности США повлиять на ситуацию на востоке Украины ограничены, уверен эксперт: «Главный рычаг влияния – экономический, но мы это уже сделали через санкции. Дальнейшее их расширение такого эффекта не даст, потому что и европейцы на большее не пойдут, а на Путина санкции ожидаемого эффекта не произвели. Военный же аспект определяется тем, какую степень насилия Путин посчитает приемлемой на востоке Украины, и главный рычаг в этом смысле именно у него, а не у Вашингтона». Администрация Трампа задает новый тренд в американской политике – его собственные советники, дипломаты и министры публично с ним не соглашаются, отмечает Померанц: «Волкер высказал свою позицию в этом интервью, а какое решение примет Трамп – малопредсказуемо. В США нет традиций коалиционных правительств, поэтому это совершенно новый феномен: раньше именно президент задавал линию, а советники или министры, которые с ним не соглашались, либо уходили в тень, либо увольнялись».