Как московские власти мобилизуют избирателей на выборы мэра

Несмотря на все их усилия, явка 9 сентября будет низкой, считают эксперты
На выборах мэра Москвы 9 сентября власти надеются на явку избирателей в диапазоне от 32 до 40%/ Евгений Разумный / Ведомости

На выборах мэра Москвы 9 сентября власти надеются на явку избирателей в диапазоне от 32 до 40%, рассказали «Ведомостям» собеседники, близкие к мэрии. Обеспечить ее должна беспрецедентная для региональных выборов информационная кампания, аналогичная той, что была перед президентскими выборами в марте 2018 г.

Желания и возможности

По словам близкого к мэрии человека, явка должна быть не ниже, чем на выборах мэра 2013 г. (32%). Но пока выходит 25–27%, говорит другой собеседник: «Возможно, после выборов с низкой явкой будут сделаны какие-то выводы для внутриполитического блока мэрии, но последствия будут, скорее всего, косметические». Сейчас идет только кампания по информированию и корпоративная мобилизация, но для явки в 35–40% этого мало, говорит он. Высокопоставленный чиновник мэрии полагает, что явка будет 35%.

«По предварительным подсчетам, явка составит около 20%, – говорит еще один близкий к мэрии человек. – Примерно 10–12% – это бюджетники, еще 3–3,5% дадут дачники. Почти невыполнимые планы поставили по надомникам – каждому району от 800 до 2500 человек. Так можно собрать до 18%, но это не тот результат, который нужен мэрии». Абсолютному большинству москвичей выборы неинтересны – невозможно даже найти наблюдателей, сетует собеседник. Рассчитывать, что часть людей придет самотеком, не приходится, поэтому мэрия в последние дни старается показать как можно больше позитивных новостей, добавляет он: открыли сразу семь станций метро, в среду планируется открыть медицинский центр международного уровня.

ВЦИОМ прогнозирует явку в 31,8%. Прогноз рассчитывался на основе десятка вопросов, социологи пытались понять личную электоральную историю людей и если человек говорил, что не ходит на выборы, то вводили понижающий коэффициент, поясняет гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров: «Информированность о выборах слабая, агитматериалы сработали плохо. Был период отпусков, люди устали от выборов. Мы даем явку 32%, но сами сомневаемся». Чтобы пойти на выборы, людям нужен мотив – высокая конкуренция, возможность что-то изменить, интересная программа кандидата, сейчас же мотивов мало, добавляет он: «Мы ожидали, что ближе к выборам произойдет мобилизация, но пока ее не видим. Возможно, рост произойдет в последнюю неделю».

Руководитель пресс-службы мэра и правительства Москвы Гульнара Пенькова воздержалась от комментариев.

В 2013 г. Сергей Собянин получил 51% голосов, Алексей Навальный – 27%, т. е. за счет его сторонников явка выросла на 8%. На президентские выборы пришло 60% москвичей, и близкие к мэрии люди в конце весны говорили «Ведомостям», что 9 сентября мэрия тоже хотела бы явку в 60%. Но эксперты дружно уверяли, что это нереально.

От магазинов до моргов

Бороться за явку власти начали весной, когда Мосгордума с подачи мэра продлила голосование с 20.00 до 22.00. Москвичам, находящимся на дачных участках, разрешили проголосовать по месту нахождения (для этого организовано 209 участков в близлежащих областях).

Стартовавшая затем кампания по информированию избирателей во многом схожа с той, что была на выборах президента. О голосовании снова информируют плакатами и сообщениями в банкоматах госбанки Сбербанк и «ВТБ 24». Реклама есть и в сетевых магазинах: в «Пятерочке» раздают пакеты, в «Азбуке вкуса» висят плакаты, а в «Ашане» они стилизованы под картины известных художников – например, у героя картины Мунка «Крик» спрашивают, как прошли вчера выборы, а он восклицает: «Как это вчера?!»

Представители «Дикси», «Ленты» и «Магнита» на запросы не ответили, представитель Metro Cash & Carry от комментариев отказался. «Да, мы информируем наших клиентов и сотрудников о выборах мэра: в торговом зале размещены информационные плакаты», – подтвердила директор по корпоративным коммуникациям «Ашан ритейл Россия» Мария Курносова. «В настоящий момент информирования в наших магазинах нет», – сказала представитель X5 Retail Group. Реклама выборов идет перед киносеансами в сетях «Формула кино» и «Каро». Контекстная реклама о выборах есть в Facebook и Instagram, плакаты с напоминанием о выборах висят в метро, поликлиниках и даже моргах.

Ряд мер намечен на 9 сентября. Возле участков будут праздничные мероприятия – полевая кухня, дегустация колбасы и меда и другие развлечения, писал ранее «Коммерсантъ», но все это якобы связано не с выборами, а с Днем города. Избирателям 18–30 лет за голосование дадут бесплатные билеты на концерты в «Олимпийском». О выборах информируют подписчиков знаменитости: в частности, телеведущая Ольга Бузова обещает всем проголосовавшим токены, которые потом можно будет обменять на призы.

Пенсии вместо Навального

В Москве есть естественный и постоянно фиксируемый уровень явки для городских выборов (в интервале от 22 до 32–33%), на выборах в Госдуму 2016 г. явка здесь была 35% и в этом диапазоне, скорее всего, она будет и сейчас, говорит руководитель ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Выборы проходят в отсутствие очевидной электоральной интриги. Но нужно учитывать специфику этих выборов и городского электорального цикла. Собянин объективно имеет доминирующие позиции, а для оппозиции выборы важны с точки зрения подготовки к выборам в Мосгордуму 2019 г.». Среди новаций в кампании Собянина эксперт отмечает создание волонтерского штаба, «дачные участки» он считает эффективным способом информирования избирателей, кроме того, мэр представил программу развития не только города в целом, но и каждого района, а такая стратегия локализации достаточно эффективна, отмечает Бадовский.

Единственный критерий, который точно влияет на явку, – это уровень выборов, считает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин. На муниципальных выборах в Москве она была 15%, на выборах в Мосгордуму – 21%, на думских – 35%, а выборы мэра находятся между двумя последними, поэтому естественный уровень явки – 28–32%, поясняет он: «Посмотрим, ближе к какой границе естественной явки будет явка 9 сентября, и тогда поймем, как сработали специальные проекты, мобилизация и информирование».

Символическое значение президентских выборов сильнее мэрских, к тому же те выборы были в марте, а сейчас людей физически не будет в городе и не факт, что дачное голосование это компенсирует, считает политолог Александр Кынев: «Но сейчас есть негативная повестка, связанная с пенсионной реформой, которая может привести на участки протестного избирателя. В 2013 г. власть явку сушила, Навальный мобилизовал электорат. Сейчас оппозиция мобилизацией не занимается, но вместо Навального есть федеральная пенсионная повестка».-

В магазинах, банках и детских садах. Как москвичей зазывают на выборы мэра