Президент Боливии ушел в отставку по призыву военных

Эво Моралес стал жертвой своей успешной экономической политики, считают эксперты
Эво Моралес в воскресенье объявил об отставке на фоне массовых протестов, Боливия осталась без высшего руководства/ AP

Боливия осталась без высшего руководства, после того как президент Эво Моралес в воскресенье объявил об отставке на фоне массовых протестов. По закону его полномочия должны были перейти к вице-президенту или спикеру сената, но они тоже покинули свои должности, поэтому и. о. президента стала вице-спикер сената Жанин Аньес из оппозиционной партии «Демократическое единство». По мнению экспертов, уход Моралеса – последнего из плеяды латиноамериканских социалистов начала XXI в. – может не только повлиять на ситуацию внутри Боливии, но и изменить расклад сил во всем регионе, где власть переходит к полулистам правого и левого толка.

Протесты начались после объявления результатов президентских выборов 20 октября. На них Моралес набрал 46,9% голосов, а его соперник Карлос Меса – 36,7%. Для победы в первом туре нужно было получить более 50% или 40%, если отрыв от 2-го места превышает 10%. По предварительным результатам разрыв составлял менее 10%, но затем Высший избирательный суд (аналог центризбиркома) почти на сутки прекратил публиковать данные, а на следующий день заявил о победе Моралеса. Меса отказался признавать результаты, после чего в городах Боливии начались уличные протесты и забастовки. С пятницы на сторону протестующих стала переходить полиция. В воскресенье оставить свой пост президента призвал командующий армией Боливии Уильямс Калиман.

Моралес был избран президентом в 2006 г. Вскоре после этого по его инициативе в конституцию были внесены поправки, запрещающие главе государства избираться более двух раз подряд. Однако в 2014 г. Моралес переизбрался на третий срок: Верховный суд Боливии не стал засчитывать его первый срок, поскольку он начался еще до реформы конституции. Спустя еще пять лет первый президент Боливии из числа коренного населения Америки снова был допущен к участию в выборах, несмотря на референдум, в ходе которого боливийцы высказались против отмены ограничения по срокам.

«Если бы он ушел после второго или третьего срока, он бы остался в истории хорошим правителем», – приводит The New York Times слова исследователя Боливии из Техасского университета в Остине Рауля Л. Мадрида. По его словам, Моралес видел себя «спасителем Боливии, особенно в отношении незащищенных групп населения, таких как коренное население Америки». Именно первые сроки Моралеса, совпавшие по времени с высокими ценами на сырье, были отмечены наиболее значительными экономическими успехами. В отличие от многих других стран Латинской Америки Боливия продолжала процветать даже после падения цен, отмечает Financial Times (FT). При Моралесе ВВП страны вырос в 4 раза, а уровень бедности в стране снизился с 60% в 2006 г. до 34% в 2018 г. (данные Межамериканского банка развития).

12 лет

занимал пост президента Боливии Виктор Пас Эстенссоро: в 1952–1956, 1960–1964 и 1985–1989 гг.

По мнению социолога Амару Виллануэвы из Фонда им. Фридриха Эберта, Моралес стал жертвой собственного успеха: «Население стало более амбициозным, его ожидания выросли. Появилось прагматическое разочарование, так как экономическое благосостояние стало важнее политики идентичности (поддержки прав коренного населения. – «Ведомости»)». Оппоненты обвиняли Моралеса в «упадке демократии»: контроле над избиркомом, судами и все большем вмешательстве в работу СМИ; даже некоторые его союзники начали беспокоиться по поводу возникновения культа личности, пишет FT.

В момент прихода к власти Моралеса Боливия была практически на грани раскола, напоминает старший научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Дмитрий Морозов: «В восточных районах были сильные сепаратистские настроения, но Моралесу удалось договориться с местной экономической элитой. Сейчас расклад сил напоминает ситуацию в 2005–2006 гг.: Моралеса поддерживают центр и запад, где преобладает коренное население, а экономически развитый восток голосует за оппозицию». Помня об этом расколе и не имея безусловной поддержки армии, Моралес не хочет накалять обстановку и доводить ее до «венесуэльского сценария, где у [президента Николаса] Мадуро фактически нет власти, а правит всем генералитет», поясняет эксперт. По его словам, ситуация остается непредсказуемой: «Недаром оппозиция настаивает на том, чтобы не допустить Моралеса к возможным выборам. Она понимает, что ему может хватить народной поддержки для переизбрания. Если же Моралес решит выдвинуть вместо себя кого-то из своих сторонников, шансы на победу резко сокращаются, поскольку в латиноамериканской культуре вождизма привыкли голосовать за конкретную личность, а не за партии и идеи».