Минюст: Правильность нашей трактовки «политической деятельности» подтверждается судебной практикой

undefined

Минюст считает правильной свою трактовку понятия "политическая деятельность", но будет корректировать практику, если суд будет ведомство поправлять. Как передает "Интерфакс", это заявил руководитель министерства Александр Коновалов. По его словам, Минюст готов выслушать предложения правозащитников по этому вопросу, но верность уже используемой трактовки подтверждается судебной практикой.

Минюст в конце января опубликовал разработанные поправки в закон об НКО, уточнив понятие политической деятельности. Понятие уточнялось по поручению президента Владимира Путина, которому правозащитники и общественники пожаловались, что нынешнее определение слишком расплывчато и Минюст и суды пока могут причислять к политической деятельности работу экологов и организаторов научных конференций.

Из поправок Минюста следует, что политической предлагается считать деятельность, целью которой является влияние на выработку и реализацию госполитики, формирование госорганов и органов местного самоуправления, их решения и действия. Эта деятельность осуществляется в сферах госстроительства и основ конституционного строя, правопорядка, обороны, социально-экономического и национального развития России, регулирования прав и свобод человека. Также она осуществляется в семи формах – в виде публичных мероприятий, участия в деятельности, направленной на получение результата на выборах, и наблюдении за выборами, публичных обращений к госорганам, распространения оценок решений госорганов, формирования общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе с помощью соцопросов, а также вовлечения граждан в такую деятельность и ее финансирования. При этом к ней не относится деятельность в области науки, культуры, соцподдержки граждан, защиты природы, благотворительности и др., если она не оказывает влияния на выработку и реализацию госполитики.

Через несколько дней поправки раскритиковали ведущие российские правозащитники. По их мнению, если этот законопроект будет принят, то любая деятельность НКО может быть признана политической и будет установлен "тотальный запрет на финансирование деятельности НКО из-за границы, так как любая НКО при этом станет иностранным агентом". Документ подписали руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, руководитель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, председатель Комитета по предотвращению пыток Игорь Каляпин, один из руководителей центра "Мемориал" Олег Орлов, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев и другие.

Уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова, комментируя "Интерфаксу" ликвидацию правозащитной ассоциации "Агора", заявила, что организация стала жертвой широкого толкования Минюстом понятия политической деятельности. По ее мнению, "если эта тенденция продолжится, то скоро в России не останется ни одной общественной организации, которая добивается от власти решения тех или иных проблем в области прав человека". Представители благотворительных организаций заявили, что новая трактовка может сказаться и на их деятельности, поскольку их представители пытаются повлиять на государственную политику в области медицины и социальной защиты и в результате могут оказаться в перечне иностранных агентов.

На прошлой неделе законопроект о политической деятельности в Госдуму внесли представители всех думских фракций. Про него политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман заявила "Эху Москвы", что это "тот же самый проект, слово в слово, – там ни одной точки не изменено", а "совершенно инквизиционное" определение Минюста, по ее ощущениям, извлечено из "Молота ведьм", поскольку под него подпадает любая публичная активность. Она предполагает, что Минюст не стал проводить свой законопроект через правительственное согласование, чтобы провести его как можно быстрее, до думских выборов.