Применение к бизнесменам уголовной статьи о преступном сообществе могут ограничить

Предложенный кремлевскими юристами вариант проблемы не решит, предупреждают эксперты
Исключить применение к экономическим преступлениям ст. 210 президент Владимир Путин поручил по итогам прямой линии 20 июня 2019 г. Срок исполнения поручения истек в августе/ Андрей Гордеев / Ведомости

Применение к предпринимателям ст. 210 УК об организации преступного сообщества могут ограничить, сообщил во вторник на заседании клуба им. Замятнина зампред Верховного суда Владимир Давыдов. По его словам, такие поправки разработала администрация президента. Полностью исключить применение ст. 210 к бизнесменам было бы опрометчиво, считают в суде, так как невозможно исключить случаи, когда легальная деятельность является прикрытием для преступления.

«Можно попытаться сформулировать норму о нераспространении ст. 210 на руководителей и сотрудников организаций, которые осуществляют обычную экономическую деятельность, не имеющую отношения к преступной профессиональной деятельности, при отсутствии доказанности умысла в совершении преступления в составе преступного сообщества, – пояснил Давыдов. – Организационно-правовая и штатная структуры экономического субъекта сами по себе в принципе не могут учитываться при квалификации действий по ст. 210».

По его словам, в 40% случаев суды оправдывают обвиняемых в организации преступного сообщества. Но это никак не влияет на возможность использовать ст. 210 для утяжеления обвинения, что позволяет обойти запрет на аресты предпринимателей и значительно увеличить сроки содержания под стражей. Поэтому в Верховном суде задумались о внесении поправок еще и в процессуальное законодательство – например, в виде прямого запрета на арест бизнесмена, даже если наряду с экономическим преступлением ему вменяется ст. 210. «Возможно, после всесторонней проработки этой идеи мы сами подготовим инициативу», – сказал Давыдов.

Исключить применение к экономическим преступлениям ст. 210 президент Владимир Путин поручил по итогам прямой линии 20 июня 2019 г. Срок исполнения поручения истек в августе.

Предложенная редакция не решит проблемы, предупреждает бизнес-омбудсмен Борис Титов: «Так уж устроено наше правоприменение, что если формулировка закона оставляет хоть малейшую возможность «карательного» толкования – будьте уверены, задействуют именно этот оттенок смысла. Если вносить уточнение в саму статью 210, следователи с легкостью заявят, что имеют дело с необычной экономической деятельностью, а умысел не виден только слепому. И попробуйте их опровергнуть». Гораздо надежнее не толковать термины, особенно настолько широко, а прямо запретить определенные действия и в частности – сочетать обвинения по экономическим статьям и ст. 210, считает Титов: хотите наказать за группу – в экономических статьях есть соответствующий состав, утяжеляющий наказание.

«Экономическая деятельность» слишком расплывчатое понятие, согласен адвокат Владимир Жеребенков. Он напоминает, что суды регулярно игнорируют запрет на аресты бизнесменов со ссылкой на то, что инкриминируемое преступление не является предпринимательской деятельностью. То же самое напишут про экономическую деятельность, предупреждает юрист: надо менять психологию судей, суд должен быть независимым от следователей и уходить от обвинительного уклона.