Подкинувшие наркотики Голунову полицейские могут быть обвинены по трем статьям УК

Речь идет о превышении должностных полномочий, фальсификации доказательств и хранении наркотиков
Между освобождением Ивана Голунова и задержанием его обидчиков прошло больше полугода/ Евгений Разумный / Ведомости

Полицейские, причастные к незаконному аресту журналиста Ивана Голунова в июне 2019 г., задержаны. Об этом сообщил в среду сам Голунов и подтвердила официальный представитель СКР Светлана Петренко. По ее словам, на допрос (продолжавшийся к моменту сдачи номера) были доставлены бывшие сотрудники одного из отделений отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД по ЗАО ГУВД Москвы Денис Коновалов, Акбар Сергалиев, Роман Феофанов, Максим Уметбаев и экс-начальник этого отделения Игорь Ляховец. По словам источника в правоохранительных органах, допрашивался и бывший начальник отдела Андрей Щиров, но обвинение ему предъявлять не планировалось.

По словам Петренко, сотрудники полиции в июне 2019 г. с «целью незаконного привлечения Голунова к уголовной ответственности» подложили ему наркотики, «сфальсифицировав результаты оперативно-розыскной деятельности». А сами эти наркотики «были незаконно приобретены полицейскими и также незаконно хранились и перевозились». Это может означать предъявление обвинения по статьям 303 (фальсификация доказательств) и 228 (хранение и перевозка наркотиков) УК, говорит источник в правоохранительных органах. После предъявления обвинения следствие намерено подать ходатайство об аресте в Басманный суд, сообщил он.

Голунов участвовал в следственных действиях, но раскрывать подробности его адвокат Сергей Бадамшин не стал. О новых обвинениях на момент сдачи номера ему не было известно: «Уголовное дело возбуждено по ст. 286 ч. 3 п. «в» УК (превышение должностных полномочий), потерпевшим Голунов признан по этой статье». Отправной точкой стала пресс-конференция президента Владимира Путина 19 декабря, где ему был задан вопрос о деле Голунова, считает адвокат: «Журналисты видели, как проходило обжалование бездействия следствия, когда все было направлено на то, чтобы заткнуть нас, заткнуть СМИ, вся эта история с засекречиванием. После пресс-конференции началась новая жизнь, было возбуждено уголовное дело». К концу августа – началу сентября 2019 г. доследственная работа в отношении полицейских была проведена, потом чего-то ждали, а потом всё «решили положить на полку», рассказывает Бадамшин: «Замначальника Главного управления по расследованию особо важных дел ГСУ СКР Забелин прислал нам ответ, что нет оснований даже для регистрации сообщения о преступлении. Хорошо, что нам удалось, в том числе и с помощью журналистов и с помощью вопроса президенту, добиться подвижек в нужном направлении. Наша цель – это справедливое расследование и справедливый суд. Люди вышли [на акции протеста после ареста Голунова] за справедливостью, чтобы защитить Ивана».

Сейчас, после смены генпрокурора, есть неопределенность вокруг конфигурации силового блока, говорит политолог Михаил Виноградов: «Кроме дела Голунова есть подвижки вокруг целого ряда резонансных дел – в том числе и по инициативе Путина, как с активистом Константином Котовым. После смены руководства правительства и Генпрокуратуры активизировались адвокаты и других фигурантов – Михаила Абызова, братьев Магомедовых». Говорить о серьезных подвижках и тем более оттепели, конечно, преждевременно, но ожидания изменений время от времени проявляются, добавляет эксперт.