МТС купит магистрального оператора у Леонида Меламеда

МТС покупает у экс-гендиректора «Роснано» Леонида Меламеда магистрального оператора «Евротел». Стоимость сделки может превысить $100 млн

МТС подала заявку в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на покупку «Евротела». Об этом заявил «Интерфаксу» начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Константин Сеничкин. Представитель МТС Елена Кохановская и гендиректор «Евротела» Михаил Столяров это подтвердили, однако детали не раскрыли. Но два источника, близких к обеим сторонам сделки, говорят, что речь идет о приобретении 100% «Евротела».

После покупки 51% акций оператора фиксированной связи «Комстар-ОТС» за $1,27 млрд магистральная сеть МТС достигла 15 000 км. А у ее основного конкурента – «Вымпелкома», который в 2008 г. приобрел Golden Telecom за $4,3 млрд, протяженность магистральных каналов составляет 10 000 км. Но в конце октября президент МТС Михаил Шамолин пообещал, что в течение трех лет МТС потратит на строительство магистральных сетей $200 млн и увеличит их протяженность до 60 000–70 000 км.

Длина магистральной сети «Евротела» – около 20 000 км, рассказал «Ведомостям» Столяров. Но ранее представители МТС отрицали факт переговоров с владельцами оператора. По словам близкого к одному из участников сделки источника, МТС может приобрести «Евротел» в ближайшее время. Сумма сделки составит «значительно больше $100 млн», говорит он. Другой знакомый с деталями сделки менеджер утверждает, что речь идет о $100–150 млн, окончательная цена пока не определена.

Как раз накануне продажи владелец «Евротела» Меламед реструктурировал свой магистральный бизнес, объединив в одну компанию «Евротел» и «Энифком» (бывший ведомственный оператор РАО ЕЭС). По итогам 2009 г. компания ожидает около 1 млрд руб. выручки.

По данным Frost & Sullivan, в 2008 г. всего магистральные операторы заработали около $1 млрд, из них примерно по 30% пришлось на «Ростелеком» и ТТК, около 20% – на «Синтерру» и около 10% – на «Вымпелком». В 2009 г. объем этого рынка снизится на 2–3%, говорит директор по развитию бизнеса Frost & Sullivan в России Татьяна Толмачева. МТС, по ее словам, нужен свой магистральный бизнес для снижения затрат на аренду трафика: развитие услуг доступа в интернет на основе сетей третьего поколения (3G) и фиксированного широкополосного доступа многократно увеличивает объем трафика. В 2008 г. МТС потратила на аренду каналов $134 млн, следует из ее годового отчета. Источник в компании говорит, что только на российский трафик было потрачено $80 млн, а в 2009 г. эта сумма вырастет до $106 млн.